Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




А. Галич «Псалом» (Анализ стихотворения, стиха)

Религия изначально связана с литературой теснее, чем с другими видами искусства. В частности, христианство изначально сопряжено со словесностью в целом («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»). Теснота связи литературы и религии в тот или иной исторический период определяется в первую очередь отношением к религии в этот период на уровне всей страны (в данном случае, мы, безусловно, будем рассматривать Россию).

В 70-е годы ХХ века русская литература находилась в достаточно сложном положении.

Охватив экономическую и общественно-политическую области, так называемый “застой” затронул и творческую сферу жизни. И без того небольшой круг тем, в основном связанных с волнующими народ реалиями жизни, оказался под запретом. В связи с этим, к 70-м годам произошло разделение литературы на официальную, одобренную государством, и “подпольную”, которая государством не признавалась. Лишившиеся контакта с читателем создатели “подпольной” поэзии имели лишь два возможных способа связи со своей аудиторией: так называемый “самиздат” и магнитофонные записи, впоследствии до бесконечности передававшиеся из рук в руки.

Александр Галич как раз-таки был одним из таких лишенных свободы слова, “угнетенных” поэтов. Постепенно осознавая себя противником советской системы, поэт создавал песни, в которых четко прослеживались его оппозиционные взгляды. В своих произведениях Галич поднимал темы террора 1920-1930-х годов, Холокоста, ужаса лагерей и ссылок, высмеивал советские порядки, сложившиеся ко временам «застоя». Произведения, наполненные оппозиционными идеями, отказ от атеистических взглядов и принятием поэтом крещения - все это вызвало жесткую реакцию власти, вследствие которой Галич был вынужден эмигрировать из России.

Стихотворение “Псалом” (или “Сто первый псалом”), написанное Галичем за два года до крещения, пожалуй, лучше всего отражает религиозный поиск поэта. Уже само название произведения отсылает нас к Библии, ведь собрание псалмов – хвалебных песен, прошений, обращенных к Богу - входит в библейскую книгу Ветхого Завета Псалтирь.

К Библии в своих произведениях обращались многие поэты и прозаики. Среди них можно отметить Ф. М. Достоевского и его роман “Преступление и наказание”, буквально наполненный аллюзиями и реминисценциями из Священного писания. Как пример, финал романа: Раскольников находит себе утешение, “воскресает” подобно Лазарю, которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти, и о котором ему читала Сонечка. Так, благодаря любви и Богу герой переживет духовное "перерождение".

Тот самый сто первый псалом, обозначенный в названии стихотворения, в самой Библии определяется как «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». И действительно, проанализировав “Псалом”, не сложно заметить, что он совпадает с оригинальным Библейским псалмом по настроению. Произведение Галича представляет собой размышления о тягостных обстоятельствах, выражение его личной печали. Строки же из Библейского сто первого псалма: «Я был подсечён, как трава”, или, например: «Весь день поносили меня враги мои» явно эмоционально схожи со стихотворением и, можно сказать, перекликаются с судьбой самого автора. В остальном “Псалом” и библейская песнь не очень близки, но Галич и не пытался пересказать оригинальный церковный текст. Его главной задачей стало запечатлеть в форме художественного текста собственный духовный путь.

Итак, само стихотворение, по сути, представляет собой три попытки героя создать Бога по собственным представлениям. Первые строки отсылают нас к библейскому описанию начала времен, только не Бог лепит человека из глины, а наоборот — человек творит бога. “Я вылепил руки и ноги, и голову вылепил я” - действия героя противоречат библейской заповеди “Не сотвори себе кумира. . . ”

Герой ожидает, что созданный им Бог будет “добрым и мудрым”, однако, он лишь призывает: «Иди и убей!. . ». Посредством описания сотворения героем этого первого Бога Галич выражает свои взгляды на культы личности, сформированные в непростое советское время. Такое почитание, фактически обожествление вождей, в частности Сталина, не нравится поэту, он показывает разочарование в собственном и общенародном доверии начальству, которое регулярно перерастало практически в религиозное почитание. Теперь, осознав все это, автор прощается с верой в советских идолов.

Вторую попытку герой предпринимает через несколько лет. Он создает нового Бога - из слова. Этот образ, безусловно, перекликается с текстом Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Но несмотря на эту связь дальше в тексте мы видим явные противоречия: в «Псалме» Галича “Бог из слова” создан из слова человеческого, что противоречит евангельскому контексту (ведь человеческое слово, в отличие от слова Божьего, несовершенно). Поэтому и второй бог говорит герою: «Иди и убей!».

Здесь же мы видим отношение Галича к слову в эпоху коммунизма. Именно здесь слова утрачивают сакральный смысл, становятся «неживыми», используются властью в качестве пропаганды. Поэт отрекается и от такого божества.

Герой продолжает отчаянный, противоречивый и тяжелый поиск истины: «И шел я дорогою праха, мне в платье впивался репей». Возникает третий Бог, созданный из страха. Очевидно, что тут поэт говорит о части коммунистической системы, запугивающей и уничтожающей тех, кто отказывался следовать ей. Угроза для человека, который воспротивился этой системе, не была чем-то гипотетическим — это была реальная опасность, опасность столкновения со всей мощью этой системы, включая травлю и тюремное заключение. Галич не может принять и третьего созданного им Бога.

Таким образом, можно сказать, что стихотворение “Псалом” - описание религиозного пути Галича, его духовная автобиография. Где искать настоящее, истинное божество и каким оно будет поэт еще не знает - сам образ Бога еще не до конца открылся ему. Однако, движение к истине уже началось, ведь и герой, и сам поэт сознательно приняли Бога. В стихотворении изображен путь духовного становления Галича - путь, полный проблем и ошибок, но путь действительно правильный, наполненный силой. Символом этого пути могут стать слова, написанные на могиле поэта: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.