Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема «двойничества» в романе «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Ф. М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” старался изобразить главного героя со всеми его достоинствами и пороками. И чтобы читатель лучше смог понять этот противоречивый образ, он наделил некоторых героев похожими чертами его характера. Таких героев Бахтин назвал “двойниками”, и он был первым, кто увидел их в романе.

Двойником Родиона Раскольникова можно назвать Д. Разумихина. Он также, как и его друг, умён, благороден и порядочен. Молодые люди учатся в университете и одновременно пытаются заработать себе на жизнь. Такое положение иногда вынуждает бедных студентов идти на крайние меры: Раскольников в силу бедности своей семьи решает убить старуху-процентщицу и, украв у неё деньги, использовать их во благо.

Однако такой путь не является правильным и справедливым. Существует много других способов, с помощью которых можно осуществить свою мечту. Разумихин — “необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты” никогда не смог бы совершить такое преступление. Несмотря на то, что живет он так же плохо, как и Раскольников, ему не приходит в голову мысль об убийстве и краже. Он “сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги”.

Особым знаком для главного героя романа становится случайно подслушанная речь студента в кабаке. Молодой человек, как оказалось, мыслит абсолютно также, как и Раскольников: считает, что справедливо утверждение “одна смерть — сотни жизней взамен”. Убийство будет оправдано всеми хорошими поступками, которые будут совершены за счет украденных денег. Но если безымянный студент, рассуждая об этом, не намерен сделать что-то всерьез, то Раскольников, услышав это, только еще больше уверяется в том, что его поступок не будет неправильным.

Главный герой не может жить спокойно после совершенного преступления, он впадает в бред и начинает страдать не только морально, но и физически, “голова кружилась и болела от жару”. Переступив запретную черту, он не способен даже взять деньги, которые и были его первоначальной целью. Это говорит о том, что в душе этот человек не убийца. А. Свидригайлов — вот, кто, действительно, способен на настоящее преступление. Убив свою жену, он переступил ту же черту, что и Раскольников, однако он не испытал душевных мук и терзаний, а продолжил существовать также, как существовал до этого. Позже Свидригайлов совершил много хороших поступков, но несмотря на это душа его уже давно была мертва: он ничем не мог искупить своего злодеяния. Поэтому ему ничего не остается, кроме как самоубийства. Можно сказать, что теория Раскольникова проверяется на практике, в жизни настоящего убийцы и терпит крах, так как она не соответствует законам человеческой жизни и ее моральным устоям.

Но не только Раскольников имеет свою теорию в романе. “Человек с деньгами”, П. П. Лужин демонстрирует “теорию о целом кафтане”, в которой говорится о том, что во всем важна лишь собственная выгода. Ради неё он готов переступить через все нравственные принципы и законы. Сватаясь за сестру Раскольникова, Дуню, он желает сделать её вечной рабой, считая, что она должна быть ему бесконечно благодарной за то, что он вытащит её из нищеты. Лужин “несколько как бы тщеславен”, он - “расчетливый” и “высокомерный” тип, у которого нет благородных целей. Изображение таких персонажей, как Раскольников и Лужин построено на приеме антитезы: один идет на преступление ради своей семьи, а другой на протяжении всей своей жизни заботится только о себе.

Человек, заболев идеей, может потерять свое нравственное обличье, в чем и состоит опасность таких “болезней”. Образ Лебезятникова — это пародия на увлеченность идеей Раскольниковым. “Пошленький и глуповатый человечек ” постоянно одержим новыми идеями, которые на самом деле ничего из себя не представляют. Он относится к такому типу людей, которые считают себя прогрессистами и ораторами, способными создать новую идею, однако на деле получается совершенно другое: они могут только “опошлить” её. Называя себя “независимым” и “протестующим” человеком, Лебезятников не всегда может выступить против кого-то. На деле, он просто трус и “ничтожество”, существо подлое и самоуверенное. Двойником Раскольникова его можно считать только по его подверженности новой идее.

Долго мучаясь и страдая, главный герой не выдерживает и решает все рассказать о преступлении. Но кому? Соне Мармеладовой, девушке, которую он видел всего пару раз, но знал о её жизни уже многое по истории, рассказанной её отцом. Итак, Раскольников признается в убийстве именно ей, потому что чувствует и знает, что она поймет его, так как сама должна каждый день переступать через нравственные принципы ради семьи. Сначала она пугается такого признания, но затем понимает что стоит за таким преступлением. Однако Соня в отличии от Раскольникова имеет свою веру, веру в Бога, которая и спасает её душу, не дает ей умереть. Образ Сони очень важен в романе и играет ключевую роль, ведь именно она сможет помочь главному герою обрести веру и покаяться в совершенном злодеянии. Благодаря ей, душа героя не умрёт, а исцелится.

Таким образом, двойники Родиона Раскольникова помогают разобраться в противоречивом характере главного героя. В сравнении с каждым из них, мы можем увидеть как положительные черты героя, так и отрицательные.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.