|
Что в романе «Герой нашего времени» заинтересовало меня и почему? (Лермонтов М. Ю.)Роман М. Ю. Лермонтова раскрывает внутренний мир человека, который в период реакции на восстание декабристов не нашел достойного места в жизни, не обрел общественно значимой цели и, «подобно топору, упадал на головы обреченных». Автор создал типичный портрет героя своего времени, который морально убивает себя разрушительным самоанализом, а рядом с ним гибнет Бэла, убит Грушницкий, нравственно уничтожены княжна Мери и Максим Максимыч. Что в романе особенно заинтересовало меня? Мне показалась оригинальной композиция романа: автор не изображает поступки и характеры Печорина последовательно, а использует психологический приём в раскрытии его личности. Понятно, что действие романа начинается с новеллы «Фаталист», где главный герой еще способен на нравственные поступки и помогает обезвредить пьяного негодяя. Затем Печорин из степного гарнизона через Тамань отправляется к месту службы и, видимо, хорошо проявляет себя во время боевых действий, если в качестве поощрения оказывается в Пятигорске — о его пребываниях на курорте говорится в «Журнале Печорина» (новелла «Княжна Мери»). После дуэли с Грушницким Григорий Александрович оказывается в крепости и попадает в распоряжение Максима Максимыча. В новелле «Бэла» Лермонтов рассказывает о трагических событиях этого периода в жизни героя. Финал — глава «Максим Максимыч», где читатель узнает о преждевременной смерти Печорина. Логика изображения характера героя в такой композиции, несомненно, есть. Однако автор идет другим путем: он знакомит с особенностями Печорина в первой новелле. Глава «Бэла» показывает человека, который внешне обладает признаками породы (глаза тёмные, а волосы светлые), удивляет бесхитростного Максима Максимыча странными противоречиями: был храбр, один на кабана ходил, а от стука ставни вздрагивал; казался хрупким, слабым, но обладал значительной физической силой. Печорин ради сиюминутной прихоти сыграл на амбициях Азамата и обрек многих людей на страдания: Азамат похитил Бэлу и получил коня Казбича, а тот из мести погубил всю семью Бэлы и смертельно ранил девушку. Печорину хватило пяти дней, чтобы сделать вывод, что любовь горянки ничем не отличается от чувств светской барышни. Герой быстро пресытился страстью к Бэле и стал причиной е страшной смерти. Он не был ряжом с ней, когда она умирала, — Максим Максимыч ухаживал за несчастной и хоронил её. Эгоизм Печорина проявился в этой новелле во всей бесчеловечной силе, и далее становится понятно, почему от скуки, от нечего делать играет с судьбой Мери, убивает на дуэли Грушницкого, без укора совести разрушает жизнь «честных контрабандистов». Смерть Печорина — это наказание человеку за жестокость, индивидуализм, неуважение к чужой судьбе. Но в то же время смерть несет главному герою избавление от разъедающего самоанализа, от тоски и нравственных страданий, когда умная личность сознает, что живёт не зря, «не бросавши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Жизнь человека периода реакции не имела достойного смысла и особая композиция романа заинтересовала меня, в поной мере это раскрыла. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Барнс Внимание! Спасибо за внимание.
|
|