Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Чем страшно забвение нравственных ценностей? Аргументы Н. В. Гоголь «Мёртвые души», М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Нравственные ценности — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих повседневных поступках. В основе нравственности лежит гуманистический принцип, основанный на уважении, любви, взаимопонимании и призывающий жить по правилу, выдвинутому великим русским писателем Л. Н. Толстым: «Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше». Недостаточно знать нормы и принципы морали, нужно ещё следовать им в жизни.

Забвение нравственных ценностей означает превращение человека в человекоподобное существо. Французский философ Э. Мунье считал, что «неандертальский человек ещё сидит в каждом из нас и для его проявления достаточно снять культурные одежды».

В художественной литературе найдем немало примеров деградации человека в результате утраты им нравственных ценностей.

Одним из них, я считаю, является герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — Плюшкин, который в результате забвения всех нравственных ценностей, стал «прорехой на человечестве».

Таким образом, мы видим, что человек может убить в себе всё живое, все хорошие качества, испортить жизнь себе и окружающим, когда забудет обо всех нравственных устоях.

О деградации человеческой личности в результате утраты нравственных ценностей повествует и

М. Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы». В центре повествования Порфирий Головлёв, который «известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища ещё в детстве были ему даны Степкой-балбесом». С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные вещи ласковым голоском, «как истинный кровопивец, он не приступал к делу прямо, а начинал с околичностей». Его глаза источают «чарующий яд», а голос, «словно змей заползает в душу и парализует волю». Это уже не человек, автор дает ему исчерпывающую характеристику: «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов». Ему, как и Плюшкину, тоже неведомы отцовские чувства: относится к старшим сыновьям с полным безразличием и холодностью, новорожденного сына отправляет в приют. Став владельцем имения, он чувствует себя свободным от каких-либо нравственных ограничений: выживает мать из дома, тиранит своих слуг и работников, «словами сгноить человека может». И чем больше становился его капитал, тем сильнее было желание наживы. Иудушкина алчность поглощала всё вокруг и в конце концов обратилась против него самого.

Таким образом, мы видим, что Иудушка — олицетворение личности, напрямую идущей к саморазрушению и не осознающей этого до самого последнего момента.

Оба примера, показывают, что такое утрата нравственных ценностей и к чему это может привести.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.