Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Построение и художественный стиль по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)


Назад || Далее

Построение и художественный стиль комедии.

Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью н широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь.

Все герои его комедии нарисованы не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает своё отношение к изображаемым им людям. Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с весёлой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т. е. авторские указания актерам. Например: «от робости запинаясь», «с досадой», «испугавшись, с злобою», «в восторге», «с нетерпением», «задрожав и грозя» и т. д. Такие ремарки были новости в русских драматических произведениях XVIII века.

В основу сюжета комедии Фонвизин положил борьбу за Софью трех искателей её руки — Скотинина Митрофанушки и Милона.

Начав комедию со сцены примерки кафтана, Фонвизин вводит нас в быт дворянской усадьбы, знакомит с основными действующими лицами — с семьёй Простаковых-Скотининых. Так даётся экспозиция пьесы, но она не затягивается. Уже в VI—VIII явлениях первого действия наступает завязка: полученное Софье письмо от Стародума меняет первоначальный замысел Простаковой выдать Софью замуж за Скотинина. Богатая невеста Софья, думает Простакова, была бы достойной женой Митрофанушки

Начинается борьба со Скотининым, Второе и третье действия — развитие событий, в которые вовлекаются уже все действующие лица. Момент наивысшего напряжения (кульминация) приходится на конец четвёртого действия, когда Простакова решает тайно похитить Софью и насильно обвенчать её с Митрофанушкой, В пятом действии даётся двойная развязка: в III явлении Софья становится невестой Милона, а в VI кладётся конец бесчеловечному обращению Простаковой с крепостными; её имение поступает в опеку. В последнем действии наносится самый тяжёлый удар Простаковой: сын, ради которого она обирала крестьян и боролась за Софью, отталкивает её. Заключающее пьесу восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» — выражает основную идею комедии,

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни. Перевес явно на стороне реализма.

Это проявляется главным образом в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Они — типичные представители своего класса, широко и разносторонне показанные. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества, что было характерно для произведений классицизма. Даже положительные образы не лишены жизненности. А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.

Правила классицизма нарушаются и в самом построении комедии. Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, весёлого и печального. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В «Недоросле», кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (драма Простаковой в конце произведения). Наряду с комическими картинами имеются сцены, раскрывающие тяжёлые стороны крепостнического быта. Кроме того, в комедию введены сцены, имеющие лишь косвенное отношение к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для широкой и правдивой зарисовки картин быта.

Правдивость образов, а значит и комедии, ещё усиливается благодаря речевым характеристикам действующих лиц. Каждый герой (кроме положительных лиц, имеющих в общем одинаковую, книжную речь) говорит свойственным ему языком, притом живым, естественным, разговорным.

Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из неё в жизнь на правах пословиц: «Не хочу учиться — хочу жениться»; «Глупому сыну не в помощь богатство»; «Вот злонравия достойные плоды» и другие.

Эта победа реализма на самом важном участке — в изображении человека — составляет ценнейшую сторону Фонвизина — художника слова. Правдивость в изображении жизни тесно связана с передовыми взглядами Фонвизина, с его борьбой против основных вод его времени, так ярко раскрытых им в комедии «Недоросль»

Классицизм же сказывается главным образом в построении комедии. Комедия состоит из пяти действий. Действие комедии развёртывается в одном месте — в имении Простаковой («единство места») в течение суток («единство времени»), объединено борьбой за Софью («единство действия»). Действующие лица основном делятся на «положительных» и «отрицательных» и наделены «говорящими» фамилиями и именами.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее
.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение