Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблематика пьесы «Жизнь — это сон» Педро Кальдерона (Литература XVII—XVIII веков)

В своей пьесе «Жизнь — это сон» Педро Кальдерон де ла Барка поднимает множество важных философских вопросов. На мой взгляд, центральным в системе персонажей является Сехисмундо, а важнейшим понятием, на основе которого строится повествование — «albedro» (что значит свобода воли).

Автор, действительно, уделяет большое внимание понятию свободы воли человека, а также пытается ответить на вопрос о соотношении этой свободы с предназначением человека, его судьбой.

Так, Сехисмундо, наследник престола, всю свою сознательную жизнь заключен в башне. Еще до рождения сына царь Басилио получил предсказание о том, что будущий принц совершит множество плохих вещей и обречет страну и народ на беды:

Ты знаешь, принцу Сехисмундо

Влияние звезды несчастной

Предвозвещает злополучья

И тьму трагедий роковых…

Сехисмундо не видит мир, не знает, что существует за пределами его тюрьмы.

Он винит во всем судьбу, а также мечтает о свободе, не подозревая о своем предназначении:

О, я несчастный! Горе мне!

О, небо, я узнать хотел бы,

За что ты мучаешь меня?

Какое зло тебе я сделал,

Впервые свет увидев дня?

Так завязывается конфликт произведения. На протяжении действия как самому Сехисмундо, так и читателю предстоит понять, как соотносится судьба человека и его свобода. Кальдерон устами своих героев говорит о том, что жизнь человека на самом деле похожа на сон, в ней нет постоянства, прозрачности. Человек имеет свое предназначение, и то, каким будет его будущее, зависит от его поступков. В душе человека борются противоположные начала: добро и зло, человеческие и животные черты, желания и долг. С одной стороны, свобода человека призрачна, с другой — он всё же имеет право выбора, даже несмотря на то, что ограничен обстоятельствами выше его сил. Все герои пьесы так или иначе борются с судьбой. Но наиболее ярко эту мысль автор показывает на примере Сехисмундо: оказавшись во сне, на царском престоле, Сехисмундо поначалу и вправду начинает творить бесчинства: всю жизнь проведший в оковах в темнице принц получает свободу и распоряжается ею не самым правильным образом. Однако Басилио заранее предвидит такой исход:

Проснувшись, выкажет он явно,

Что думал он, о чем мечтал;

И, вслед за этим утешенье:

Себя теперь царем увидев,

И вновь потом - в тюрьме, он может

Решить, что это был лишь сон…

Таким образом, Басилио проучивает Сехисмундо. Принц осознает ценность сна, и то, что, только действуя благородно, он сможет продлить сон, остаться в нем гораздо дольше. Сехисмундо, думая о своем царствовании как о сне, на самом деле меняет свои взгляды на реальную жизнь:

Что жизнь? Безумие, ошибка.

Что жизнь? Обманность пелены.

И лучший миг есть заблужденье,

Раз жизнь есть только сновиденье,

А сновиденья только сны.

В результате сон становится истиной для Сехисмундо. В целом Кальдерон стирает границы между такими, на первый взгляд, противоположными понятиями, как жизнь и сон. Кроме того, он показывает, что часто долг и предназначение сопряжены с желаниями человека – стремясь продлить свой сон, он меняется сам. Сехисмундо, например, упоминает о том, что каждый видит сны: бедняк, богач и даже царь, - но у каждого этот сон свой. Сехисмунжо же вернее полагает свою жизнь в башне сном, нежели пышное царствование во дворце. Поэтому, оказываясь в башне, он не верит глазам, начинает считать что то, что было во сне, и есть жизнь:

Я сплю, Клотальдо, и сейчас:

Я думаю, что в заблужденье

Я, это говоря, не впал:

Когда лишь было сновиденьем,

Что я так верно осязал,

Недостоверно то, что вижу;

И чувствует душа моя,

Что спать могу я пробужденный,

Коли уснувшим видел я.

Примечательна также нравоучительная фраза Клотальдо:

… И жить бесславно — жить не значит.

Поэтому и сам Сехисмундо, после того как принимает сон за истину, решает что должен измениться. Он начинает ценить данную ему возможность и, «погружаясь» в сон вновь, меняет свою судьбу уже раз и навсегда:

Пусть это было предвещанье,

И если жизнь так быстротечна,

Уснём, душа, уснем ещё.

Но будем спать с большим вниманьем,

Но будем грезить — понимая,

Что мы от этого блаженства

Должны проснуться в лучший миг.

Отвечая на вопрос о соотношении предназначения и свободы человека, автор выражает и позицию относительно власти и воли человека, наделенного этой властью:

И раз доподлинно мы знаем,

Что власть всегда взаймы дается,

И что её вернуть нам нужно,

Сомненья прочь, дерзнём на всё.

В этой реплике Сехисмундо выражается его готовность меняться, действовать во сне уже более человечно, слушая голос разума.

В заключение хочется отметить, что, смешивая мысленное и реальное, Кальдерон поднимает важные философские проблемы. По мнению автора, человек всё же способен изменить себя, сделав свой сон явью, однако роль предназначения и рока судьбы в его жизни все еще очень важна. И только с помощью морального очищения человек может обрести лучшую судьбу:

Да, я узнал, людское счастье

Проходит всё, как быстрый сон:

И в этот миг, что мне остался,

Хочу молить я о прощеньи

Моих ошибок, —потому что

Прощают чистые сердца.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.