Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Художественный анализ стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» (Тютчев Ф. И.)

Ф. И. Тютчев написал множество стихотворений о природе. Все они живописны, неповторимы и выразительны. Лирика Тютчева способна заставить задуматься о внутреннем мире человека и понять его через пейзаж.

В произведении «Поток сгустился и тускнеет…» поэт рисует бессмертную жизнь ключа, показывая, что даже холод не способен ее погубить, и проводит аналогию с человеком. В качестве ключа он изображает человеческую душу. («Не льется юности веселой, / Не блещет резвая струя). Блещет-сияет, переливается. В этом слове есть и такой смысловой нюанс: играет, живёт, течёт.

Обратимся к первой строфе стихотворения. Несмотря на инверсии («гаснет цвет», «звук немеет»), интонационно-ритмический темп первой части этой строфы заторможен.

Союз «И» употреблён несколько раз, чтобы показать необратимость этих страшных событий — замерзание потока.

Во второй строфе Тютчев использует метафоры и олицетворения, чтобы перенести явление природы на человека. При этом он сравнивает явление природное и явление психологическое. В первом случае у Тютчева не наблюдается негативного отношения к происходящему, он принимает это как должное. А вот к «хладу бытия» поэт относится отрицательно, считая, что он может убить душу. В этом сказалось отношение Тютчева к жизни в период написания этого стихотворения (1830 - 1836 г). Согласно разделению Ю. Лотмана это второй период творчества Тютчева. В это время его поэзия приобретает особенную оригинальность и неповторимое восприятие окружающего мира. Поэт намного опередил свое время, показав, что человек и природа связаны как единое целое.

Похожий образ, образ ключа, можно найти в стихотворении А. С. Пушкина «Три ключа»:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, Кипит, бежит, сверкая и журча.

В произведении показана жизнь ключа, его привычное состояние. Здесь умалчивается о том, что поток может утихнуть. Ключ живой, быстрый, радостный. Так показана и юность в данном стихотворении Тютчева. Эта легкость, веселость и беззаботность может пропасть, но в глубине души всегда будет шептать ключ.

В поэзии Тютчева тема природы встречается часто. Например, в его стихотворении «Ещё земли печален вид» изображается пробуждение природы. Зимой вся земля спала, все как будто умерло. Однако пришла весна, всё оживает и рождается заново. Опять же автор показывает, что после долгой спячки обязательно приходит пробуждение. И даже если всё кажется уже давно пропавшим, где-то есть надежда на возвращение, как у природы, так и у человека. Во второй строфе этого стихотворения Тютчев опять обращается к человеку, его чувствам и душе. Но особое внимание он уже уделяет теме любви, а не юности души.

Мысль о том, что где-то в глубине ещё бьёт ключ, показывает, что спустя какое-то время все вернется на круги своя. Конечно же, эта мысль относится и к человеку. В его душе, даже «подо льдистою корою» ещё есть жизнь. Это рассуждение вселяет надежду, придает оптимистичность . автор показывает, что самый яркий и запоминающийся период жизни — юность. Поэтому ничто не может убить в человеке его душу и теплые воспоминания.

Обратимся к средствам художественной выразительности. В этом стихотворении присутствует звукопись:

«Она все льется — и, журча,

Молчанье мертвое тревожит»

Эти звуки подчеркивают непрерывность потока, бесконечную жизнь ключа. Они придают особое благозвучие произведению . Стихотворный размер — ямб. Автор использует эпитеты («в оцепененье ледяном»), метафору (2 строфа), олицетворение («юности весёлой»), анафору(первая часть первой строфы). Что касается рифмы, здесь она перекрестная, неточная, мужская. Неточность рифмы делает звучание стихотворение богаче, Тютчев часто прибегал к такому средству выражения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.