Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)


Когда я читала психологический роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», то первый образ, который восхитил меня – это образ Сони Мармеладовой. Добрая, отзывчивая героиня, одаренная великой силой, помогающей ей, живя во зле, оставаться духовно чистой, творить добро, покорила меня, помогла понять что-то важное. Но не только меня девушка заставила посмотреть на мир другими глазами, но и Родиона Раскольникова. Её роль в судьбе этого молодого человека действительно велика, ведь ей одной может довериться Раскольников, она и только она сможет разделить «глубину душевных мук», помочь ему принять важнейшее решение, показать, что действительно важно в этом мире, воскресить его для новой жизни.


В самом начале романа отец Сони говорит такие слова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. ...ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!» Конечно, не только Семен Мармеладов ищет того, кому излить душу, рассказать о своих проблемах, но и Родион Раскольников. После совершения преступления, он не может находиться в одиночестве, оно его гнетет, разрушает, мучает. Герой чувствует острую необходимость хоть кому-то рассказать о своем преступлении, поведать о своей страшной тайне. И таким человеком, который не осудит, поймет, была Соня Мармеладова. Раскольников в ней видит родственную душу, потому что она тоже «переступила» нравственный закон, так что молодой человек пытается найти в некрасивом «желтом» доме героини душевный покой и союзника, который тоже, как и он, начал бы бунтовать против всего мира.

Foxford

Родион Романович пытается вызвать это чувство протеста в сердце героини такими словами: «Знаю... и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет».

Но его попытка оказалась неудачной, Соня отказывает ему в союзничестве, старается наставить на путь истинный. В этом и заключается её важнейшая роль в судьбе героя, ведь девушка, чувствуя раскол в душе героя, хочет помочь ему, поэтому читает эпизод из Евангелия «Воскресение Лазаря», желая, чтобы когда-нибудь он обрел веру в Бога и нашел душевный покой. Чтение Евангелия делает Раскольникова буквально «помешанным», в его уме, душе, сердце, начинается процесс отторжения теории, говорящей о делении всех людей на «тварей дрожащих и право имеющих», а зарождает это движение мысли, чувства тоже Соня Мармеладова одной только своей фразой: «Что ж я без Бога-то была?» Спасительная роль любви Сони, проявляющаяся в умении прощать, сочувствовать сильнейшим образом показывается автором во время второго визита Раскольникова, когда он признается в совершении преступления. Мне кажется, что Соня своим ответом, последовавшим после покаяния Родиона Романовича, дает ему силы жить, ведь не осуждает, а жалеет: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!- восклинула она, как в исступлении, как в истерике». Именно это и привело героя к пониманию того, что жизнь не стоит продолжать: «Разве я старушонку убил? Я себя убил… а старушонку эту черт убил, а не я…» . Да, теория терпит полный крах. В душе поселяется страшное нежелание быть на этом свете, потому что не видно выхода из ситуации.

Соня находит спасение. В этом и заключается её роль в жизни Родиона Романовича. «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: “Я убил!”… страдание принять и искупить себя им, вот что надо» - она говорит ему так, тем самым вселяя в него надежду на то, что он сможет найти покой, прийти к душевной гармонии. Принять окончательное решение не смог бы герой без помощи Сонечки Мармеладовой, ведь он смог отправиться к Порфирию Петровичу, сознаться во всем только после того, как надела героиня на него кипарисовый крест, который помог ему найти в себе силы вернуться в контору, чтобы произнести, а потом еще раз повторить такие слова: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».

Раскаяться без помощи девушки герой тоже не смог бы, потому что жил долгое время на каторге в состоянии нетерпимости к другим заключенным, постоянной раздражительности. Он оставался холоден ко всему, его грызла бессильная злоба по отношению к миру, но только забота Софьи Семеновны, её смирение, душевная сила помогла ему переродиться. Действительно, «их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Раскольников пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...» Таким образом, Соня Мармеладова сыграла огромную роль в жизни Родиона Романовича. Благодаря её любви, пониманию, силе духа, мудрости он осознал, как надо поступить, чтобы прийти к душевному покою, понял, что без покаяния не бывает прощения. Именно Софья Семеновна помогла ему побороть свои страхи, прийти к Порфирию Петровичу, а на каторге вдохновила своей заботой, смирением, а главное – любовью, на изменение, принятие Бога и себя в мире.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:32:25
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение