Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Основные темы, проблемы и мотивы русской лирики второй половины двадцатого века (ЕГЭ по литературе)

Русская поэзия второй половины двадцатого века характеризуется большим разнообразием её тем, проблем и мотивов, всё это может быть рассмотрено на примерах конкретных поэтов.

Н. Заболоцкий является автором философской лирики, поэтому в его произведениях часто осмысляются природа, человек и их взаимодействия. В ранних стихотворениях, таких как «Лицо коня» или «В жилищах наших», демонстрируется неприятие человеком иного присутствия в мире: он не воспринимает животных как самостоятельных существ, не видит их красоты и ума, отчего заставляет страдать — служить себе: «И если б человек увидел Лицо волшебное коня, Он вырвал бы язык бессильный свой И отдал бы коню…», «И лошадь в клетке из оглобель, Повозку крытую влача, Глядит покорными глазами…», помимо этого, люди не обращают внимания на природу в целом, отказываются от любого взаимодействия с ней, что подтверждается строками: «Мы забываем о деревьях…», «Нам непонятна эта красота — Деревьев влажное дыханье…» Размышляя же о сущности самой природы, автор утверждает то, что она не гармонична при всей своей органичности, это показано в произведении «Птицы», где на примере одного животного виден кровавый закон выживания всех остальных: «В камышах сидела птица, Мышку пальцами рвала…» Впоследствии природная жизнь становится всё более противоречивой, исчезает её идеализация: в стихотворении «Я не ищу гармонии в природе…» находит своё отражение идея о невозможности соотнесения человеческой души и природы ввиду хаотичности и чрезмерной загадочности последней: «Как своенравен мир её дремучий! В ожесточенном пении ветров Не слышит сердце правильных созвучий, Душа не чует стройных голосов…». Тема любви, возникшая в позднем творчестве поэта, раскрывается с помощью мысли о том, что любовь неизменно драматична и так же трагична, как положение человека в мире, где ему ничего не дано понять. Произведение «Последняя любовь» описывает кратковременные чувства влюблённых людей, длящиеся только до прихода «несчастных дней» — летом, это значит, что бесконечная любовь невозможна, она всегда оказывается последней: «…давно уж их песенка спета, — То, что, к счастью, не знали они».

В творчестве В. Высоцкого часто встречается ролевая лирика — герой многолик, примеряет на себя различные маски, потому что выступает порождением хаотичной жизни. Мотив свободы заключается возможности бесконечного количества альтернатив самовыражения – герою не нужно скрывать черты своей натуры. Тема гибельности тотальной свободы и страдания от этого поднимается в стихотворении «Моя цыганская», где лирический герой понимает, что, кем бы он ни являлся, всегда «всё не так, как надо».

В произведениях А. Тарковского актуализируется тема связи человека со всем бытием, воплощаемой в культуре, которая воспринимается как данность – реальность, проявляемая через искусство и выраженная словом. Творчество выступает способом приобщения к вечному в то время, как человеческая жизнь бренна и конечна, подобная идея просматривается в стихотворении «Пускай меня простит Винсент Ван-Гог…», где также возникает мысль о продолжении традиции художников прошлого, встраивании себя в эту традицию: «А эта грубость ангела, с какою Он свой мазок роднит с моей строкою…» Произведение «Вы, жившие на свете до меня…» утверждает культуру как основу жизни, позволяющую понять её смысл, заключающийся в её постоянном поэтическом изображении: «Мне шапку бы и пред тобою снять, Мой город — весь как нотная тетрадь, Еще не тронутая вдохновеньем…».

Таким образом, лирика второй половины двадцатого века отличается разнообразием тем, проблем и мотивов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.