Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Тема Дома в русской прозе (ЕГЭ по литературе)

Образ родного Дома — важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной частью в создании автором особого образа своей Родины. Великая русская литература на протяжении столетий обращенная к душе русского человека, к его радостям, болям и скорбям, не обошла стороной и этот важный вопрос. Фазиль Искандер в своей работе «Дом и бездомье» разделяет(л) всю мировую литературу на два типа («Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии»): литература дома и бездомья.

Так, например, Ф.

Достоевский в романе «Преступление и наказание», который относится к такому литературному направлению, как реализм, рассматривает тему Дома с разных ракурсов, однако все жилища, описанные в произведении, имеют одну общую характеристику: все они небольшого размера. Описание «каморки Раскольникова» изобилует эпитетами («старых», «запылены», «неуклюжая», «ужасном» и т. п.), а также автор называет его комнату гробом. Такое количество слов с негативным окрасом позволяет читателю судить не только о финансовом положении семьи главного героя, но и о том, что такое помещение просто не может быть Домом для человека. Также множество уничижительных образных определений встречается при описании Дома, или, как говорит о нем глава семьи, «холодного угла» Мармеладовых.

Петербург у Достоевского никогда не вызывал положительных эмоций, так как город был построен самым ужасным, по мнению писателя, правителем за всю историю России, привязавшим европейские нравы русскому народу. Именно поэтому в его произведениях, события которых происходят в городе на Неве, персонажи не могут найти себе дома, так как Дом — это счастье, а оно невозможно в этом месте. И если рассматривать дом в «Преступлении и наказании» относительно разделения Искандера, то у Достоевского, скорее, бездомье.

Обратившись к творчеству Л. Н. Толстого, а именно к роману «Война и мир», который также относится к такому литературному течению, как реализм, читатель может увидеть совершенно иной образ Дома. Самым наглядным примером идеала дома как Дома является описание родового гнезда семьи Ростовых. Как и Достоевский, Толстой прибегает к использованию эпитетов, но все они имеют исключительно положительный характер: «богатым», «известному» и т. п. Также лейтмотивом изображения дома Ростовых является слово «семья», что для автора являлось главным в его жизни. Так что можно сделать вывод, что, исходя из философии Фазиля Искандера, произведения Толстого относятся больше к Дому, чем Бездомью.

Таким образом, тема дома в русской литературе раскрывается с разных сторон; писатели относятся к этой проблеме трепетно и исходя из опыта личной жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.