Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём состоит смысл и миссия искусства? Человек и искусство. Суровость искусства. Искусство без прекрас по В. М. Гаршину «Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии, подающий огромные надежды...» по критериям 2020 (ЕГЭ по русскому)

У большого числа людей при слове «искусство» перед глазами появляются античные статуи, отражающие красоту тела человека, или же в голове начинает играть концерт для фортепиано С. Рахманинова… Словом, представляется что-то возвышенное и утонченное. Однако не стоит забывать, что искусство – это лишь способ самовыражения. И каждый художник (в широком смысле) может пытаться донести разные вещи. И если задача «возвышенного и утонченного» — пробуждать эстетические чувства, то зачем же существует «другое» искусство? Именно об этом пишет В.

М. Гаршин. В тексте он размышляет над вопросом: в чем заключается назначение искусства?

В. М. Гаршин строит повествование на противопоставлении двух художников: рассказчика и «надежды искусства» Рябина. Первый герой признает только «высшие формы»: «…по-моему, вся эта мужичья полоса в искусстве — чистое уродство. <…> Где <…> красота, гармония, изящное? А не для воспроизведения ли изящного в природе и существует искусство?» (предложения 25-29) Художник обеспокоен тем, что его «поприще» загромождается ненужными и непонятными «прекрасными рисунками» (так он отзывается о картине И. Репина «Бурлаки» в предложении 27), которые несут с собой «странный и дикий» рассказ об «истинной жизни». «То ли дело у меня! …моё тихое «Майское утро» (предложения 30-31), — восхищается рассказчик своей работой, которая «настраивает человека на тихую, кроткую задумчивость» (предложение 37): «Вот это — искусство!» (предложение 36). Повествующий герой глубоко убежден, что искусство не должно шокировать, или отталкивать, или настраивать на «неправильные мысли».

Антагонист рассказчика — художник Рябин — это человек, который пишет то, что чувствует. «Рябин сказал, что не уйдет, пока не увидит глухаря.» (предложение 18) — герой никогда не видел каторжный труд глухарей, помогающих латать котлы, сидя внутри, но он не боится «тяжелого зрелища», даже наоборот. Работа того «скорчившегося» человека произвела неизгладимое впечатление на Рябина, и «он <…> объявляет, что уже начал писать этого рабочего…» В своем труде художник не боится изобразить «грязь» или страдания глухаря. Возможно, в этом он сходится с И. Репиным, которого современники точно так же, как и Рябинина, уверяли, что нет ничего поэтического в «Бурлаках»: страдание согнутых до самой земли и впряженных в лямку может вызвать только жалось и сочувствие, утверждали друзья живописца. Однако это и было тем, чего хотел художник. И Илья Репин, и ученик академии Рябин закончили свои картины, несмотря на замечания окружающих, потому что их целью было донести до своего зрителя собственные ощущения и мысли, независимо от их красоты.

Оба примера доказывают, что существует две противоположных позиции. Первая заключается в том, что искусство создано для отражения только прекрасного. А вторая в том, что через искусство творец в праве передавать все свои переживания.

В. М. Гаршин не разделяет позицию рассказчика. По мнению писателя, который, быть может, описывает в Рябинине отчасти и себя, искусство должно отражать все стороны жизни: как утренние пейзажи в нежных тонах, так и суровый труд бурлаков. Предметом для изображения не должны быть лишь «гармония и изящество», ведь наша жизнь состоит не только из них.

Трудно не согласиться автором. Действительно, жизнь любого человека пишется не только в ярких цветах и состоит не из одних гармоничных аккордов. Часто в судьбе человека происходят события, звучащие, если говорить в музыкальных терминах, взволнованно или даже резко. Их выражение в форме искусства помогает пережить происшествия или даже натолкнуть зрителя на некоторые мысли.

Прошлый век для нашей страны, к сожалению, отчасти связан с ужасом, террором и репрессиями. Многим писателям, в том числе А. И. Солженицыну, И. А. Бродскому и другим, пришлось пройти через лагеря ГУЛАГа. В творчестве А. И. Солженицына это отразилось в книге «Архипелаг ГУЛАГ» — произведении, описывающем историю трудовых лагерей в СССР и то, с чем сталкивались заключенные в них. Существуют картины и фотографии, описывающие быт в местах заключения, — всё это отнюдь не гармоничное или утонченное искусство, но искусство, описывающее суровый мир и переживания его узников, твердящее своим зрителям: «Помните!».

Искусством может считаться любое самовыражение. А истинным искусством считается не только то, которое создано для удовлетворения эстетических потребностей человека, а ещё и то, которое заставляет задуматься. Мысли, к которым приводит произведение, могут быть разными, иногда даже отталкивающими, но именно в этом и заключается назначение искусства: давать пищу для размышления.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском