Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




История души человеческой по роману «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)

Наверно, нет чего-то менее познанного и более таинственного, чем наша душа. Гибкая и податливая, поддающаяся любым изменениям, колыхающаяся, подобно водяной ряби, от крошечной капли и даже в отсутствие ветра, она впитывает то, что встречает на пути и всякий раз дрожит, бьётся, меняет форму; но при этом сколько всего она может вместить в себя и, главное, продолжать жить: снова биться, колыхаться, стонать, выгибаться… И в душе Печорина тоже происходят волнения, всплески, бури, но она представляется самому герою полумёртвой, наполовину живой и чувствующей. Как это произошло? У души Григория Александровича, как и у каждого из нас, есть целая история.

Свой характер Печорин назвал «несчастным». Он скучает, за какое бы дело он не взялся. Время делает прежнее увлечение неинтересным, тусклым, и эта хандра изводит главного героя. Наряду со скукой в нём возникает ещё одно чувство — грусть.

Мало того, что герой не может найти себе места, он признался, что «если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Григорию Александровичу непросто смириться с мыслью о том, что он приносит этому миру ничего, кроме страданий и слёз, хотя во время исполнения своих замыслов он равнодушен к переживаниям других. Это сожаление непохоже на обычное сострадание раскаивающегося человека, это какое-то другое чувство. Самовлюблённый герой скорее печалится доставшейся ему по жизни роли, томится своей собственной долей, но не сопереживает невинным жертвам своего самолюбия.

Из-за того, что герой постоянно охладевает к самым разным вещам, из пылкого офицера-франта он постепенно превращается в вычурного надменного барина, утомлённого жизнью и всем, что он в ней перепробовал. Его встреча со старым приятелем ничего не всколыхнула в умершей душе, он держался холодно, натянуто, строго. Цвет прежних переживаний потух для него навсегда.

В главе «Тамань» мы видим совсем другого Печорина. Он ещё полон сил, интереса к жизни, его не одолела вездесущая скука. Неопытный юноша попадают в историю из-за своего любопытства, его завораживает и одновременно пугает странное поведение ундины. В памяти Печорина всплыли «взгляды, которые в старые годы так самовластно играли <…> [его] жизнью». И в этой ситуации он оказывается во власти чар магической незнакомки. Ей удаётся обмануть Григория Александровича: в её наигранном взгляде он прочёл «чудно-нежное» выражение, в то время как хитрая ундина собиралась утопить «возлюбленного». Как в истории с Бэлой, Печорин стал виной чужого несчастья, разрушил судьбы нескольких людей, хотя не желал им зла. Герой отчасти огорчён этим обстоятельством, но быстро забывает о случившемся. Он в самом деле не хотел бы так серьёзно портить жизнь этим безобидным людям, но всё-таки их беды не интересуют главного героя. Ему просто неприятно осознавать, что он стал виновником чей-то крупной трагедии.

Григорий Александрович оглядывается назад, размышляет о своих отношениях с женщинами. Герой не раз замечал, что «<…> всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». Офицер признавался в записях, что те, которых он встречал, просто не обладали сильной волей. Для Печорина важно демонстрировать и ощущать собственную власть, хотя сам он не желает быть «рабом». В его жизни была одна «женщина с характером», и они расстались «врагами» — это лишний раз показывает, что Григорий Александрович не терпит власти над собой, каких-либо стеснений со стороны других. Он возненавидел свою возлюбленную за то, что «никогда не мог победить» — поражения слишком сильно сказывались на его самолюбии. Бэла, Мери, Грушницкий, Вера — все они обладают слабыми характерами, Печорин словно изыскивает подобных людей, которые будет легко поддаваться его воле.

По мнению Григория Александровича, «высшее состояние самопознания», приходящее благодаря продолжительному непрекращающемуся анализу себя и окружающих, состоит в том, чтобы отдавать отчёт в собственных чувствах, осознавать их надобность и неизбежность и воспринимать как должное. Печорин размышляет о страстях с рациональной точки зрения, и именно такой подход позволяет не поддаться им и вместе с тем прочувствовать их весьма глубоко и полно.

Встреча с Верой пробуждает в герое чувства, о которых он почти забыл. Он давно не испытывал подобных ощущений и полагал, что они никогда и не вернуться в его остывшее сердце. Но, припомнив старую привязанность, оно запело, взволновалось, вспомнило прошедшие годы.

Печорин ненавидит мир, который сгубил и покалечил его душу, взращивающую в себе ясные надежды. Скрытность, обманчивость, злость, все дурные качества характера офицера были погружены в него в детстве, в ту самую пору, когда душа впитывает в себя всё, что её окружает и приобретает отличительные краски и голос. История души Печорина вызывает сострадание. В глазах Мери появляются слёзы, она не отпускает руку возлюбленного. Ведь, каким бы подлым и скверным не казался герой, над ним самим совершили ужасные превращения.

Позднее в дневнике Печорин размышлял о том, что он сам попусту сгубил свою жизнь, кинувшись в омут страстей и ненужных прихотей. Герой писал о своём эгоизме, пожирающем всё и всех самодовольстве: «<…> Я ничем не жертвовал ради тех, кого любил: я любил для себя…», и с каждым разом душа требовала всё больше и больше. Печорин с сожалением думает и том, что остался непонят этим миром, что сохранит ложное впечатление у всех, кого встречал. Ради чего он живёт? «Из любопытства» – именно оно толкает его на поступки, именно ему он обязан за происходящие с ним «необыкновенные истории». Но долго ли модно ждать «чего-то нового»? Любые надежды не вечны, и спустя несколько лет Печорин, встретившийся случайно с Максимом Максимычем, кажется, уже потерял этот живительный интерес.

Разговор с Вернером продолжает эти размышления. Не в первый раз он высказывается о двойственности своей души, о том, что его чувства со временем стали подчинены рассудку, хотя вовсе не ушли. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» — так характеризует своё состояние главный герой.

Философские размышления Печорина перекликаются с общим настроением главы «Фаталист». Но, цепляясь за какую-нибудь мысль, герой всегда возвращается к анализу своей жизни. Рассуждая о том, как в древности люди верили в божественную природу окружающих их явлений, он невольно думает о том, современный человек не способен на жертвы не только для всего человечества, но и для самого себя. Он мало и мелко чувствует, действует, он разучился свершать то великое и значительное, что раньше делали люди. Их жизнь была в большей степени наполнена смыслом. Как Печорин со временем утратил прежний пыл, как мир для него опустел и потускнели страсти, так и человечество проходило путь от одухотворённых стремлений и жаркого энтузиазма до всё более скучающего и бедного состояния. В последней главе автор записок говорит уже не о конкретно своей душе, а воспринимает себя частью целого поколения, анализирует не определённый единичный характер, а общество в целом. Но при этом не перестаёт думать о собственной душе, о её несправедливой судьбе, о пресыщенности существующими страстями и о постепенном угасании.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.