Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема лицемерия по Чехову (ЕГЭ по русскому)

Одной из главных проблем, которую поднимает А.П. Чехов в предложенном для анализа тексте, является проблема лицемерия. Действительно, зачастую люди лживы, неискренны в стремлении получить желаемое или казаться лучше, чем они есть на самом деле.

Так, хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин «рассуждал в унисон с плачущим небом» о несправедливости человеческой жизни, о людских бедах и невзгодах, о нищете и позоре, которых «в плане у мирозданья, очевидно, не было». Казалось бы, со скорбью размышляет герой о «природе человека», представляя за окном богатую похоронную процессию, но тут же обнажает автор его неприглядные стороны: Иудин, только что думавший о том, как «легко можно было бы помочь людскому горю», вдруг занижает цену на костюм, принесенный бедной женщиной, хотя знает, что дети ее больны.

Чеховский герой так же поступает и со старухой: «Пять рублей стоит. Дайте три…». Чехов подчеркивает ханжество, лицемерие Поликарпа Семеновича, который якобы переживает о несчастных, обездоленных людях, осуждая черствость богачей, но на самом деле лишь хочет самому себе казаться милосердным.

Автор иронизирует над своим героем, ведь, по его мнению, «пустые» слова и лицемерное сострадание есть показатель двуличия. Отлично просматривается позиция автора и в насмешке над «крокодиловыми» слезами, что выступают на глазах героя, только что «не шевельнувшего и пальцем», чтобы помочь действительно нуждающимся, и в самой фамилии Иудина – аллюзии на Евангелие и отсылке к Иуде Искариоту, что предал Христа, продав того первосвященникам за тридцать сребреников – так же готов «удавиться за копейку» и якобы милосердный Поликарп Семенович.

Я абсолютно согласна с позицией автора, ведь фарисейство и ханжество «строятся» на лжи, ведь рассчитаны главным образом на публику или нужны для самооправдания.

Ханжество унизительно, и унизительно в первую очередь для самого человека, ведь, выказывая подобострастие или желая казаться лучше, он тем самым доказывает свое ничтожество и нравственное убожество. «Этот сорт народа – тих и бесформен, словно студень», - говорит лирический герой В.В. Маяковского в стихотворении «Подлиза», описывая лицемерного человека, что «лижет ногу, лижет руку, лижет в пояс», не скрывая, что раболепие и низкопоклонство становятся для него единственными способами достижения своих целей.

Мнения и суждения лицемера постоянно меняются лишь в зависимости от возможностей, которые открывает новая ложь. Так, резко меняет свой взгляд на ситуацию Очумелов, герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», когда узнает, что собака, укусившая Хрюкина, может принадлежать генералу, ведь в таком случае наказания заслуживает не ее хозяин, а сам «золотых дел мастер». Герой не может определиться в своих суждениях, пока не узнает, кому же принадлежит собака, которая, будучи «генеральской», несомненно, отличается от обычной дворняги. Мы видим, что лицемерный, двуличный человек не имеет собственного мнения, ведь его представления и заключения зависят лишь от выгоды, которую сулит тот или иной поступок.

Подводя итог, стоит отметить, что ответ на вопрос, поднятый Антоном Павловичем Чеховым, очевиден. Действительно, лишь насмешки достоин фарисей и притворщик, ведь его слова пусты, как и он сам, а действия лживы, лицемерны и не несут в себе ни истинного сострадания, ни добродетели, поэтому такой человек не вызывает уважения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.