Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Можно ли назвать Евгения Базарова героем своего времени? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

Хотел ли я обругать Базарова или превознести?

Я этого сам не знаю,

ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу

Знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева написан в 1861 году, и о нем с уверенностью можно сказать: «…со времени "Мёртвых Душ" Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении» (Критик и публицист В. П. Буренин). Это произведение стало одним из самых обсуждаемых событий того времени благодаря удивительной особенности его автора. Он умел улавливать, что происходит или произойдёт в обществе, а также уделял большое внимание общественным, социальным вопросам. В шестидесятые годы в стране разгорелась общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами, что неизбежно вело к расколу: обе стороны понимали, что изменения в России нужны кардинальные, но хотели осуществлять их по-разному.

Тургенев показал это столкновение в самом его зарождении. Евгений Базаров – главный герой, является представителем нового поколения. Он, безусловно, рождён модой на всё, что было в том веке, но можно ли его назвать героем своего времени?

При первом же знакомстве с Базаровым читатель понимает, что этот образ ему запомнится надолго. Это высокий мужчина лет тридцати с «длинным и худым лицом, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...". Всё это даёт возможность ощутить, просто представив его, мощь, превосходство над другими и силу. Большое внимание автор уделяет красным рукам Базарова, очень несвойственная для дворян деталь, но она говорит нам о том, что этот человек не сидит без дела, а занимается, как умственным, так и физическим трудом. Евгений не боится работы, потому что именно с помощью неё он желает получить независимость, которая предоставляет для него огромную ценность.

Главный герой был выходцем из семьи штабного лекаря, но по матери - дворянин, однако стеснялся этого факта и старался, как можно реже говорить на эту тему, восклицая: «Мой дед землю пахал!». Родители Базарова очень сильно любили своего сына, но не были богатыми людьми, не могли обеспечить его культурное воспитание, и потому Евгений сам старался зарабатывать себе на образование, отсюда и любовь к труду.

Базаров был цельной личностью и оттого имел ряд принципов – идей, которые лежали в основе его мировоззрения. В то время это было модное направление – нигилизм, ставившее под сомнение общепринятые вещи. По мнению Базарова, аристократизм, либерализм и прогресс – это всего лишь ненужные иностранные слова, а люди признающие их не несут никакой пользы для общества. «Природа – не храм, а мастерская; и человек в ней - работник», - утверждает Евгений. Разве можно с этим согласиться, ведь люди – это не главное в окружающем мире, это всего лишь малая частичка. Природа не нуждается в нас, но мы нуждаемся в ней! И надо это уметь признавать и понимать. Искусство также не оценено главным героем: «Рафаэль гроша медного не стоит!», он считает, что «теперь химик полезнее поэта». А любовь для него и вовсе – «белиберда, непростительная дурь!».

Евгений – это сильная, но несчастная и непонятая личность. Он все старался делать ради народа, боролся за его права, искренне хотел ему помочь и обеспечить хорошую жизнь, но имел с ним сложные отношения, не принимался ими за своего и получал насмешки. Все его отрицание природы, искусства и аристократизма было от того, что «не нужны никакие идеи, когда хочется есть», а есть простому народу хотелось и очень. Вот только нужно ли это было ему? Все эти жертвы оценены ли им по достоинству?

Трагедия Базарова состоит ещё и в том, что ему пришлось столкнуться с тем, что разрушило его идейные убеждения в пух и прах. Он влюбился причём так сильно, что не смог сдержать в себе романтизм, который отрицал во всех других. Ведь на самом деле Евгений был очень добрым и чутким человеком, который сломал сам себя ради убеждений и ценностей, его можно уважать за верность принципам, также его можно и жалеть, в нем погиб замечательный человек, который смог бы принести счастье не только себе, но и другим. Одинцова оказалась намного сильнее его, и ей нравилось, что она возвышается над этой титанической личностью, она хотела подавить его, вызвала на разговор, заставила раскрыться, а потом… отвергла! Базаров, не желая унижаться, уезжает из её дома, но стать таким, каким он был до встречи с возлюбленной уже невозможно, он стал человеком, которых презирал, «рассиропился». Эта любовь его преобразила и погубила одновременно, Евгений просто-напросто не смог пройти этого испытания.

Испытав неудачную любовь, поняв, что за ним никто не стоит, разочаровавшись во всех своих убеждениях, герой умирает. Но эта смерть ещё раз доказывает нам, что Базаров – был невероятно сильной личностью. Тургеневу пришлось расстаться со своим героем, потому что ему больше не было места, он стал лишним, отрицая общепринятые ценности, которые и дают нам возможность жить.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы видим, что Базаров несет в себе качества типичные для разночинцев того времени. Не он виноват во многих из них, а общество, сломавшее его. Но все это дает нам назвать Евгения - "героем своего времени".

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.