|
Образы и символика в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (ЕГЭ по литературе)Как известно, А. Блок принадлежал к символистам, поэтому символы имеют важное значение в его поэмах. Яркие многозначные образы наполнены большим смыслом и позволяют ощутить себя в описанной автором ситуации. А. Блок с радостью принял революцию 1917 года, которой и посвятил свою поэму «Двенадцать». Характерное для символизма «образное» написание помогает проникнуться авторским видением революции и более ярко представить положение в стране. Один из главных символов в поэме это ветер. Автор вложил в него силы сносящей всё на своем пути революции. Вьюга, как и революция — быстрые, идущие наперекор, упорные и властные, и не каждому под силу выдерживать их стремительное движение вперёд, но все точно ощущают их на себе. Но революция — это не просто ветер, это ещё и пылающий очаг, настоящий «огонь революции». Огонь отождествляется со страстью, жаром, стремлением и порохом, но А. Блок вложил в «мировой пожар» иное значение. Прослеживается желание автора о мировой революции, охватываемую не только Россию. Александр Блок верит, что события 1917 года коснутся многих стран. Кто же ощущает на себе сотрясающий ветер и пылающий огонь? Конечно же люди, которых коснулась революция и сами революционеры ощущают на себе все последствия собственного, великого дела. Кровавым двенадцати апостолам революции противопоставляются обычные люди, не принимавшие участия в революционных волнениях. Автор насмешливо относится к буржуям и попу, считая их пережитком прошлого, насмехаясь над их боязнью политического переворота. Они — не слуги России, и от них избавятся, как и от бездомного пса, который олицетворяет собой отживший мир, плетущийся за двенадцатью и Исусом Христом. Но есть и те люди, которые не относятся к революции так категорично. Старушка — это образ простых людей, крестьян, для которых важны насущные проблемы, а не революция. Для них красные плакаты это лишь потерянная, зря использованная ткань, которую можно было бы использовать в быту. Но самый главный образ это, конечно же, двенадцать. Апостолы революции, кровавые и нечестные, они те, кто принесут в Россию священный пожар и навсегда изменят привычный мир. Их лидер — Исус Христос. Александр Блок искренне верит в святость революции и даже поднимает идею о принятии революции и присяга её идеалам как религиозное принятие, тонко проводя параллель с Библейскими канонами. Но даже в таком святом марше находится место для любви. Даже в этом хаосе и вьюге есть чувственные проблемы двух сердец. Автор даёт понять, что революция и любовь — вечны, и они будут во все времена, даже в столь неопределенные, как эти. В этом и смысл небольшой истории о Петрухе и Катьке. В заключение хочу сказать, что А. Блок очень точно и необычно подал Россию 1917 года, создав удивительно сильные и охватывающие многое образы. Обновлено: Опубликовал(а): Любимова Анастасия Внимание! Спасибо за внимание.
|
|