Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как меняется образ возлюбленной в произведениях А. А. Блока разных лет? (ЕГЭ по литературе)

Тема любви в лирических произведениях разных эпох всегда имела место. Она не обошла стороной ни одно литературное направление серебряного века, в том числе и символизм. А. А. Блока можно справедливо считать одним из ярких представителей данного течения. Его творчество особенно знаменито образом возлюбленной, Прекрасной Дамы, который переходит из стихотворения в стихотворение, претерпевая существенные изменения.

В раннем творчестве А. А. Блока образ возлюбленной стоит в одном ряду с Божественными созданиями.

Стихотворение “Вхожу я в тёмные храмы…” из цикла “Стихи о Прекрасной Даме” Блок написал в 1902 году под влиянием философии Вл. Соловьёва. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, или о Душе Мира: через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг с другом. Лирическое произведение навевает читателю настроение ожидания и трепета: герой, находясь в храме, “ждёт Прекрасную Даму в мерцаньи красных лампад”. Его слова обретают характер торжественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обращаются к своему Божеству. Такие стихи следует понимать как часть “бедного обряда”, ритуала, который лирический герой совершает в храме. Поэт проводит аналогию между Прекрасной Дамой и Божественными созданиями, называет её “Святой”. В образе “Величавой Вечной Жены” есть нечто неуловимое, неземное. Эпитет “красные лампады” не случаен: красный цвет — цвет любви, страсти, огня и жизни. Так, земное и небесное начала переплетаются в образе Прекрасной Возлюбленной лирического героя.

Позднее образ возлюбленной в лирике А. А. Блока претерпевает изменения. Стихотворение “Незнакомка”, написанное в 1906 году, является примером подлинного, живого представления поэта о жизни. В нём выразилась тоска и горькое сознание фантастичности в его буржуазно-прозаическом окружающем мире. Лирическое произведение “Незнакомка” можно условно разделить на две части. В первой части лирический герой описывает своё окружение:

“…И раздаётся детский плач.

…среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

…И пьяницы с глазами кроликов

“In vino veritas!” кричат.”

Лозунг “истина в вине”, призывающий к забвению, исходит от “пьяного чудовища” и одобряется лирическим героем горестно и трагически: сам он каждый вечер одиноко пьёт вино, заглушая душевную тоску. Вторая часть стихотворения содержит описание “Незнакомки”, вошедшей в ресторан. Она красива, загадочна и таинственна, такая же одинокая, как лирический герой. Её образ поражает его, об этом свидетельствует повтор слова “очарованный”:

“…Смотрю за тёмную вуаль

И вижу берег очарованный

И очарованную даль”.

Так, образ возлюбленной с 1906 года претерпевает изменения: теперь это не Божество, а Загадочная Незнакомка, которая сильно влияет на опьянённый вином разум героя.

В более позднем творчестве поэта уже не остаётся места восторженным чувствам, потому Прекрасная Возлюбленная лирического героя изменяется вновь. Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году. С помощью эпитетов и метафор поэт рисует картину “страшного мира”:

“…пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре — фонари”.

Далее появляется образ возлюбленной. Теперь она надменная, резкая и презрительная. Лирический герой для неё является лишь одним из многочисленных поклонников, на романтичный жест которого она не хочет отвечать:

“Обратись к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: “И этот влюблён””.

Зеркала, через которые Возлюбленная лирического героя “бросала взоры”, рассеивают её красоту, уникальность гибнет, а загадочность исчезает. В позднем творчестве А. А. Блока облик некогда Прекрасной Дамы становится земным, грубым и даже грешным.

Так, от возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической, недостижимой и божественной, А.А.Блок приходит к изображению обыкновенной, приземлённой женщины. Тем не менее, одно остаётся неизменным: поэт не лишает образ возлюбленной символичности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.