Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Разлука» (Пастернак Б. Л.)

К любовной тематике в русской поэзии обращалось множество писателей, и Пастернак — не исключение. В стихотворении «Разлука» превалирующей является именно тема любви, причем тема эта раскрыта со стороны болезненной для лирического героя. Сюжет стихотворения довольно прост, и основной упор делается на личные ощущения, чувства и описания переживаний героя. Произведение начинается с того, что некий «человек» смотрит с порога дома — очевидно, его собственного, так как особый упор делается на то, что персонаж «не узнает его». Следом возникает образ «её», некой женщины, которая из дома уехала и оставила везде «следы разгрома».

Возникает предположение, что лирический герой не узнает дома в силу того, что тот стал другим, чужим, холодным, когда уехала «она», потому что словосочетание «следы разгрома» имеет довольно негативную коннотацию. К тому же, она оставила после себя не разгром, а именно его «следы», то есть своеобразные отголоски не только своего присутствия, но и отъезда. Дом перестал быть таким, которым лирический герой привык его помнить — «повсюду в комнатах хаос». Хаос представляется не только в истинном своём значении — то есть, в значении беспорядка внутри дома, — но и символизирует внутреннее состояние лирического героя. «Её» отъезд так сильно исковеркал его душу, что лирический герой не замечает «меры разоренья» от «слез» и «приступа мигрени». От ощущения этого горя он даже слегка теряет рассудок («Он в памяти иль грезит?»), а также в его сознании возникает образ моря, который можно трактовать по-разному. Во-первых, море и водные стихии несут в себе своеобразную сакральность, мифологичность, и часто данные образ ассоциируются с таинственным женским началом. Во-вторых, море может представлять собой определенное пространство, которое играет большую роль в отношениях лирического героя и его возлюбленной. В следующей строфе такая деталь, как «иней», зарождает мысль о том, что события стихотворения происходят зимой, причем порой эта зима темная, не пропускающая «божий свет». Лирический герой теперь сравнивает с морем свою тоску, причем возникает образ «пустыни» моря, через который выражается невыносимое одиночество персонажа. Возникает определенный хронотоп — скорее всего, лирический герой находится возле моря во время зимы. Пространство и время стихотворения, его пейзажная тематика находятся в сопричастности с внутренним состоянием лирического героя, покинутого возлюбленной. Близость их отражается в сравнении лирическим героем любви к морю и к «любой черте» её. Образ возлюбленной постепенно «сливается» с образом моря, и через стихийные особенности последнего выражаются внутренние конфликты героини. «Её черты и формы» будто бы «вросли» в душу лирического героя, причём невыразимо сильно и буйно, «как затопляет камыши волненье после шторма». Образ возлюбленной был для лирического героя спасением, надеждой на что-то лучшее «в года мытарств» и «немыслимого быта». Фраза «Она судьбы волной со дна // Была к нему прибита» несёт в себе двойной смысл. С одной стороны, рассматривать это можно исключительно как констатацию событийного ряда стихотворения — лирический герой повстречал возлюбленную во время наиболее тяжёлых эпизодов своей жизни. С другой стороны, если брать во внимание «дно души» из предыдущей строфы, эта строка показывает, что лирический герой обращался к образу возлюбленной, спрятанному и прочно сохраненному в душе, в то время, когда его внутреннее состояние было наиболее тяжёлым, чего в его жизни было немало, ведь в стихотворении есть указание на «препятствия без числа». «Вольна судьбы» является одним из ключевых образов, и по семантике своей он связан с образом водной стихии и моря. Возникает ещё одна тема — тема судьбы, которая находит воплощение в факте «насильственного» разлучения возлюбленных. И если до этого во внимание брались внутренние переживания только лирического героя, то теперь появляется суждение о том, что их обоих «тоска с костями сгложет». Сюжет стихотворения приобретает новую сторону: возлюбленная лирического героя не просто уехала, но, возможно, ее отъезд был «насильственным», и от этого факта все чувства смотрятся по-другому. Тоска лирического героя оказывается ещё сильнее, ведь ему некого винить в произошедших событиях, кроме рока и судьбы. Однако, с другой стороны, подобное предположение про насильственный отъезд может быть ничем иным, как лишь попыткой лирического героя себя успокоить и поддержать, ведь в самом начале уход героини сравнивается с «побегом». Причем имя героини не названо, и характеризуется она только местоимением «она», из-за чего всё в стихотворении помимо буквального приобретает и символический подтекст. К примеру, факт того, что в момент своего отъезда она перевернула всё вверх дном, кроме прямого смысла, трактуется также и в переносном. Символически возлюбленная лирического героя перевернула и всё в его душе, практически «вырвав» оттуда способность чувствовать что-то кроме тоски и скуки. Стараясь забыться, герой занимает себя механической работой, заставляет себя не думать о произошедшем, раскладывая развороченные ею вещи. Но хватает одной только «невынутой иголки», чтобы весь образ возлюбленной предстал перед лирическим героем, возбудив и встревожив все воспоминания о ней в его сердце. И тогда тот, не выдержав, дает волю своей нестерпимой боли вырваться наружу и «плачет втихомолку».

Идею невыразимости боли разлуки подчеркивает также довольно примечательный ассонанс на «о», открытый, взывающий звук, встречающийся на протяжении практически всего стихотворения. Тот факт, что оно написано ямбом, демонстрирует привычность проблемы читателю, её общность, ведь ямб — разговорный и очень распространенный размер. Анжамбеман, который присутствует во многих строфах стихотворения, является намеком на недосказанность между лирическим героям и его возлюбленной, а также с его помощью описывается и наполняется большим смыслом спонтанность отъезда героини. Идейно-образный ряд, стилистические и фонетические особенности стихотворения помогают раскрыть главную идею — идею того, что некоторые раны, особенно после разлуки с тем, что человек хранил в себе особенно бережно, что отражено в названии стихотворения, являются настолько глубокими, остаются в сердце навсегда. И даже вещи, любимые всей душой, в своё время будут подхвачены рекой фатума, что подтверждает неизбежное одиночество человека, и растворены в вечности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.