Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Народ освобождён, но счастлив ли народ? Пример по поэме Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А.)

В истории нашей страны есть много знаменательных событий, определивших дальнейшее развитие государства. Одним из таких является указ Александра I об отмене крепостного права, вышедший в 1861 году. Через несколько лет, в 1863 году, Некрасов приступает к написанию поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в будущем ставшей одним из самых известных его произведений.

Темы счастья и свободы являются одними из основных в этой поэме-эпопее. Николай Алексеевич рассматривает их с разных точек зрения. Он раскрывает условия счастья и свободы человека с позиций совершенно разных людей: старухи с богатым урожаем, каменотеса, дворового человека, солдата и так далее.

Каждый из них претендует на звание счастливца и, отчасти, может им быть. Но так ли это на самом деле?

В главе «Счастливые» Некрасов предоставляет читателям возможность проникнуть глубже в проблему счастья и свободы, охватывающую все произведение. Семеро странников бросают вызов толпе:

«Эй! нет ли где счастливого?

Явись! Коли окажется,

Что счастливо живешь,

У нас ведро готовое:

Пей даром сколько вздумаешь —

На славу угостим!..»

К ним тут же начинают подходить люди, рассказывая свои истории. Однако каждую из них мужики отвергают, так как, сконцентрировавшись на одной радости жизни, крестьяне забывали о том, что счастье приходит от нескольких вещей. Так, старуха находится в состоянии эйфории от весьма богатого урожая репы, но она пренебрегает тем, что огромные запасы продовольствия в скором времени кончатся или испортятся, а сама старуха останется голодной и больной. Анализируя таким образом объект вымышленного благополучия каждого, Николай Алексеевич приводит читателей к мыслям о том, что счастья у этих людей нет. Их жизнь не изменилась к лучшему после отмены крепостного права, а в некоторых аспектах даже ухудшилась.

В этой же главе Некрасов знакомит читателей с Ермилой Гириным. Его история имеет большую значимость для произведения. Она указывает читателям на то, что счастье какого- либо человека не может существовать без благополучия всего народа нашей большой страны, ведь именно ради простых людей Гирин жертвует своими благами жизни: материальным достатком, статусом в обществе, спокойным ритмом жизни. А в это же время другие простые люди дорожат одним своим счастьем: силой, количеством репы, выросшей на огороде, медалями, хлебом. А ведь эти маленькие радости жизни могут исчезнуть за довольно таки короткое время. В таком случае крестьяне найдут другой объект для своей радости, который в последствии окажется таким же «краткосрочным». Так образуется бесконечный круг ошибочных ценностей людей, поклоняющихся мелочам, не желающим привести свою жизнь к чему-то лучшему. Крестьяне стремятся жить так же, как и их предки вопреки тому, что условия самого существования меняются, принимаются новые законы, которые изначально должны улучшить качество жизни народа, однако люди зацикливаются на одном и не хотят чего- то нового. Они никогда не отдадут свое единственное счастье, а Гирин, имевший столь много ценностей, пожертвовал всем ради других. На этом строится антитеза, всё противоречие, возникающее в подсознании читателей, на что и рассчитана глава «Счастливые».

По мере повествования Николай Алексеевич раскрывает свои критерии счастья, которым вполне соответствует образ Гриши Добросклонова. Он получает образование, помогает крестьянам в обмен на еду, считается искренним и добродетельным человеком, имеющим ярко выраженные лидерские качества. Он живет в первую очередь не для себя, а для окружающих его людей. Гриша стремится дать людям благополучие, которого в его собственной жизни не много, ведь мальчику приходится голодать. Григорий рано определился с тем, чему посвятит свою жизнь:

...и лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что вопреки формальному освобождению крестьян, что изначально предполагалось как источник счастья люда России, жизнь простого народа не претерпела сильных изменений в лучшую сторону. Существование крестьян станет легче лишь с увеличением числа таких бескорыстных и мудрых людей, как Гриша Добросклонов и Ермил Гирин.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.