Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим? По роману «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)

«Герой нашего времени» - это первый в русской литературе роман в прозе и первый социально-психологический роман. Многие критики отмечают его жанровое своеобразие. Здесь присутствуют элементы романтизма, хотя в целом произведение реалистического характера. Так, романтические черты проступают в характере главного героя Григория Александровича Печорина: это его мятежность, страстность натуры, противопоставление себя обществу.

Реалистично изображение Печорина как типичного героя своей эпохи и социального круга. В романе присутствуют объективность, черты историзма в показе жизненных обстоятельств, в которых сложился характер героя. Кроме того, произведение интересно глубоким психологизмом, ведь в нём показан внутренний мир Печорина, и именно этот мир служит объектом исследования М. Ю. Лермонтова.

В предисловии к роману автор сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз современному обществу. В качестве примера он рассматривает главного героя Печорина. Григория Александровича он называет героем своего времени, объясняя его недостатки и пороки объективными причинами. Других героев, увы, в 30-е годы не было.

Характер Печорина раскрывается через его поведение и поступки, но по-настоящему понять его читателю помогают записки героя, названные «журналом Печорина». Писатель сознательно нарушает хронологию повествования. Сначала мы знакомимся с Печориным в повести «Бэла», о ней рассказывает Максим Максимыч, затем повествователь сам видит героя и отмечает контрасты во внешности («Максим Максимыч»). Рассказчик узнает от штабс-капитана, что Григорий Александрович «славный малый», хотя со странностями. А дальше, заинтригованный, повествователь читает записки Печорина», в них он находит множество интересных ситуаций, в которых тот побывал. Личность Печорина уже с новой стороны раскрывается перед читателем. Таким образом, композиция способствует постепенному раскрытию характера главного героя и увлекает нас чтением произведения.

А разве может быть что-нибудь интереснее истории человеческой души? Конечно же, нет. Вот эту историю мы и узнаем из «журнала Печорина». Записки герой писал для себя, пытаясь лучше разобраться в своих мыслях, чувствах и поступках, поэтому он ничего не утаивает. Сущность натуры Печорина состоит в постоянной борьбе разума и страстей, в которой в конечном итоге побеждает разум.

С каждым новым событием читатель все глубже погружается в «суть души» Григория Александровича. В главе «Тамань» Печорин сознательно включается в предложенную ему жизненную игру, пытаясь разгадать тайну происходящего. Девушка-контрабандистка представляется ему романтической литературной героиней. Из-за вспыхнувшей страсти к ней он теряет ощущение реальности и в опасной ситуации чудом остается жив.

Анализируя свои часто жестокие поступки, Печорин находит всему логическое объяснение. Он не может быть счастливым, видя, что приносит несчастье всем, кто с ним сталкивается. Но и мир вокруг него жесток. В этом трагедия его поколения.

Глубоко страдает Печорин из-за невозможности найти применение своим необъятным душевным силам, а ему было «назначение высокое». В этом он признается в своём дневнике.

Глубоко переживает Григорий Александрович свое одиночество. Он разочарован в любви, о чем мы узнаем из повести «Бэла», и в дружбе («Княжна Мери»). Сослуживец Грушницкий оказался подлым человеком, задумавшим хладнокровное убийство на дуэли. Вернер, которого многое связывало с Печориным, после дуэли даже руки ему не подал. Единственная женщина, которую герой любит, - Вера - навсегда рассталась с ним. Печорин в своих записках признается в эгоизме и желании власти над женщинами и объясняет, что его натуру поняла только одна Вера, она любит его со всеми недостатками. За это он её и ценит. Но любовь к Печорину принесла ей только страдания.

В главе «Фаталист» Печорин рассуждает о вере в предопределение. Что руководит жизнью человека: судьба или случай? И он проверяет это на деле, играя с судьбой в рулетку, постоянно подвергая жизнь опасности, жадно гоняясь за приключениями. Судьба хранила его, но, увы, как оказалось, до поры.

Таким образом, роман действительно можно считать социально-психологическим, так как в нём автор рассматривает внутренний мир человека, анализирует его поступки и даёт им объяснение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.