Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Кризис дворянского сословия в России с опорой на произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети», А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Литература XIX века)

К середине 19-го века могущественное дворянское сословие вдруг оказалось в глубоком кризисе. Почему? Что случилось? Казалось бы, никаких предпосылок для этого не существовало. И тем не менее это так. Попробуем разобраться в причинах и последствиях кризиса. На помощь призовем классиков русской литературы И. С. Тургенева и А. П. Чехова.

Начнем с истории. Возникновение дворянского сословия на Руси обязано кризису старых, боярско - княжеских отношений, которые чуть было не привели к потере независимости государства.

И только народное ополчение, возглавляемое мещанином Козьмой Мининым и далеко не самым знатным князем Дмитрием Пожарским изгнало иноземных захватчиков. Реформы назревали. Их начал проводить Петр Великий, взойдя на престол. Прорубая окно в Европу он возвышал новых людей, даруя им земли, чины и привилегии. И это новое сословие на долгие годы стало опорой государства. Меньшиковы и Лефорты, Орловы, Суворовы, Ломоносовы раздвигали границы империи, основывали университеты, подавляли восстания, изгоняли Наполеона. Дворяне богатело, уверенно превратилось в правящее, опору самодержавия. Представители боярского сословия были вынуждены либо принять новые правила, либо сойти с арены вместе со старыми порядками. Но вот первые предпосылки - декабристы заявили, что общество требует реформ. Однако костер был быстро и жестко потушен, и на некоторое время воцарилось видимое благополучие.

Но общество уже не то. Оно требует перемен, реформ устоявшихся отношений. Готово ли к ним дворянство?

В романе "Отцы и дети" Иван Сергеевич Тургенев показывает весь срез дворянского общества. Яркими представителями которого являются Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. Павел Петрович "аристократ до мозга костей", всегда выбритый в строгом английском костюме с "розовыми ногтями", ревностный поклонник старых взглядов, явно не вписывается в окружающую обстановку он потерял опору в обществе. Отстаивая свои "принсипи" в спорах с нигилистом Базаровым, он постоянно терпит поражения. Проигрывает он Базарову и дуэль, инициированную по пустяшному поводу. Закономерным финалом выглядит эмиграция, а с Родиной связывает только русская православная церковь, да пепельница в виде лаптя. Тем самым автор показывает, что у таких людей отсутствуют перспективы, и с этим нельзя не согласиться. Налицо явный конфликт между Павлом Петровичем Кирсановым и обществом, которое готово к изменениям.

Зададимся вопросом, а может быть будущее за Николаем Петровичем Кирсановым и его сыном Аркадием? Казалось бы, оба они приверженцы передовых взглядов. Отец "все делает, чтобы не отстать от века". По всей губернии его величают "красным". Он реформирует свое хозяйство по сути на капиталистический лад, пытается следовать за достижениями сельскохозяйственной науки, выписывает новейшие машины, однако "недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как не мазанное колесо". "Хлопоты по реформе росли с каждым днем - хлопоты безрадостные и бестолковые". Этими словами Тургенев фактически ставит приговор дворянскому сословию. Блестяще образованная, по большей части, часть общества привыкла существовать за счет крепостного крестьянина и неспособна хозяйствовать, не имея навыков к каждодневному тяжелому труду. Предстоит долгий и мучительный процесс оскудения дворянства, начавшийся после отмены крепостного права. И ничего не сможет этому противопоставить и Аркадий Кирсанов. Все его передовые взгляды, перенятые у Базарова, оказались всего лишь данью моде, и, отдалившись от своего студенческого друга, он быстро становится подобием своего отца.

Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, подводит итог: дворянское сословие, живущее за счет патриархального хозяйства, находится в глубоком кризисе. Удастся ли его преодолеть? На этот вопрос отвечает уже Антон Павлович Чехов в своей пьесе "Вишневый сад". Что же мы видим спустя четыре десятилетия после отмены крепостного права? Удалось ли дворянскому сословию преодолеть кризис? "Нет!" - отвечает А.П.Чехов. Раневская Любовь Андреевна, казалось бы отзывчивый, добрейшей души человек, на деле оказывается обыкновенным эгоистом. Привыкшая к роскошной жизни, обанкротившаяся, живущая в долг помещица продолжает сорить деньгами, раздавая золотые случайным прохожим, в то время когда "дома кушать нечего", закатывая балы, когда имение продается за долги. Она ничего не хочет менять, не соглашается на предложение Лопахина, которое могло сохранить имение. Верхом цинизма является финал, когда Любовь Андреевна, присвоив присланные ее дочери Ане деньги, уезжает в Париж, оставляя и Аню, и приемную дочь Варю без средств к существованию. Но нетрудно предположить, что вскоре и сама она окажется в нищете.

Другие представители дворянства показаны в пьесе и вовсе в карикатурном виде. Брат Раневской Гаев Леонид Андреевич, пустой никчемный человек, рассказывает половым в трактире о декадентах. Своего обещания, не допустить продажи имения, конечно же не выполняет, да и не в состоянии выполнить.

Смешон и сосед - помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик. Тоже весь в долгах, постоянно ищущий деньги на погашение процентов. Ему иногда везет. То железная дорога, пройдет по его имению, то англичане найдут "белую глину". Но деньги от такой удачи идут на уплату долгов и финал его очевиден. Его имение также пойдет с молотка. Правда за "кадром" пьесы присутствует богатая старуха - графиня. Но она не вечна, а наследники, Раневские и Гаевы, быстро пустят ее состояние по ветру. Фактически Антон Павлович Чехов в своем произведении подводит черту под существованием дворянского сословия. Это уже не кризис, а агония. Несомненно то, что многие представители так или иначе приспособятся к новым условиям, возможно некоторые сохранят титулы. Но это будет уже не дворянское сословие, опора власти, а часть общества иного типа без права решающего голоса.

В заключение можно сказать, что и И. С. Тургенев, и А. П. Чехов видят причину кризиса дворянского сословия в его неумении и нежелании следовать за изменяющейся жизнью, за реформами. С этим нельзя не согласиться. Когда-то образованное, прогрессивное дворянство сменило архаичное боярское сословие. Со временем, не желая меняться оно само повторило судьбу предшественников, на смену приходят энергичные Лопахины. Спираль истории завершает очередной виток.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.