Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Трагичная судьба Катерины в пьесе «Гроза» (Островский А. Н.)

Автор пьесы «Гроза» Н. Островский отобразил жизнь купеческого семейства в России. Положение женщины в нём.

Катерина росла и воспитывалась в обедневшей дворянской семье, любовь, свобода предоставлялась дочери любящими родителями. Девушка, в окружении своих домашних сохранила чистоту, открытость. Она не умела и не хотела врать, хитрить, скрывать от окружающих что-либо.

В родительском доме Катерина сумела сохранить русскую душу и характер, стремление ко всему прекрасному, доброму. В религии она видела правду и красоту, а в молитвах находила успокоение.

Оказавшись после замужества в семье купчихи Кабановой, которая строит свои отношения с домашними на страхе, подозрительности, упрёках. Кабаниха окружила свою сноху постоянными претензиями, недоверием, подозрительностью, чем очень обижала Катерину.

Катерина приняла выбор родителей безропотно, но выйдя замуж за тихого и слабого Тихона, не разделявшего её взглядов, не смогла полюбить его.

Основой отношений в своей семье Кабанова считает страх. Любовь и уважение были ей неведомы. Под властью Кабанихи её домочадцы становятся слабыми и бездушными.

Но и в этой мрачной обстановке семьи мужа, Катерина хочет свободно дышать, мечтать, резвиться. Она старается найти в своём окружении благородство, любовь. Её желание любви и созидания разбивается о стену непонимания со стороны Тихона, именно его она считала своей судьбой, именно в его сердце она искала родственный отзыв.

Катерина ищет понимания и сочувствия у Тихона, но он не протестует против домостроя матери и терпит все её упрёки. Тихон не может защитить жену, он тоже – жертва «темного царства». Катерина чувствует себя в неволе. На душе у неё тяжесть. В этом трагедия молодой женщины.

Страдая от одиночества, окружённая ложью и притворством, Катерина полюбила Бориса, он один понимает её, но он безволен и не способен вырваться из плена предрассудков. Он нерешителен и боится идти против устоев Кабанихи и своего дяди Дикого. Поэтому предлагает любимой женщине смириться.

И хотя Борис не разделяет взглядов своих «благодетелей», вырваться из этого замкнутого круга, он не решается. Никто не может поддержать молодую женщину, постоянно испытывающую муки совести. Катерина пытается подавить в себе любовь. Но с каждым днём ей всё труднее справляться со своим чувством и сохранять спокойствие.

Любовь Катерины к Борису вызывает в ней страсть, желание стать свободной и превратиться в птицу, чтобы вырваться из этого ада лжи и притворства.

Она хочет быть с любимым, но познав счастье земной любви, она осознала свой грех, и до самой смерти Катерина судит себя своим судом – судом совести.

Любовь для героини явилась несмываемым грехом. Катерина не может простить себе, замужней женщине любовь к другому мужчине. Она чувствует приближение катастрофы. «Я умру скоро, - говорит героиня, - что-то со мной недоброе делается!»

Катя хочет быть чистой и никого не обманывать, но в «тёмном царстве», невозможно жить безо лжи и притворства.

Приближение грозы, грех перед богом, вина перед мужем, боязнь умереть без прощения вынуждают женщину признаться в своём грехе перед всеми. В своём покаянии она отдаёт себя на мир людской. Её правдивая душа и совесть заслуживает прощения, но не видит у окружающих, никакой поддержки. Да она и не ждёт прощения, её душа хочет только одного – освободиться.

Жить во лжи она не может, её мучает совесть. Идти ей совершенно некуда. Она понимает, что уйти от самой себя не получится. Душа её рвётся к новой свободной жизни, в этом порыве ей не страшно и умереть. Писатель создал образ Катерины как призыв к свободе, очищению.

Катерина не смогла примирить в себе высокое чувство и жизнь в «тёмном царстве», свою потребность любить, которая бросила её с головой в омут любви, а затем, не найдя выхода, в Волгу.

Смерть Катерины заставила всех пересмотреть свою жизнь. Наконец взбунтовался Тихон, Варвара решила уйти из дома. Мир Кабанихи, построенный на страхе, обмане, подозрительности, рухнул. После краха её устоев ей осталось только одно – уйти в монастырь.

Пьесу «Гроза» можно воспринимать как трагедию совести. Решение Катерина уйти из жизни – это отчаяние, смерть её – это избавление от земных мук. Муки совести кажутся ей страшнее ада.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.