Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Помогает ли человеку книга лучше понять себя (Итоговое сочинение (декабрьское))

«Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)

Человек всегда испытывал потребность в книге. На протяжении веков талантливыми писателями создавались произведения, освещающие разные темы бытия. Существует множество книг, способных поднять настроение, а есть категория книг, предназначающихся для обучения человека правильным поступкам в определённых ситуациях, и оказания помощи в его движении к истине.

В число произведений поднимающих вопросы, актуальные для всех людей, входит рассказ «Кавказский пленный» В. Маканина. Он написан в конце XX века, когда актуальной проблемой современной жизни русских граждан была чеченская война. Превратилась война на Кавказе в страдальческую для всей России. Она до сих пор забирает жизни наших воинов ежедневно.

Чем же примечательна эта война? Является она результатом ошибок современного ведения политических игр или следствием давно прошедших исторических событий? Пару веков назад Россией велась война на Кавказе.

Неугодные правительству граждане гибли на ней, а также самостоятельно искавшие смерти люди, дуэлянты, и бесправные солдаты.

Какими факторами порождена война? Ответить на этот вопрос чрезвычайно сложно. Но одной из ключевых причин стала социальная несправедливость. Не последнюю роль здесь сыграли национальные чувства, противоречивость интересов государств и религиозные убеждения. Поиском истины занимаются историки и художники.

Тема войны на Кавказе освещалась Пушкиным, Лермонтовым, Л. Толстым. Героям произведений приходилось отправляться на Кавказ не с целью обретения душевной гармонии с природой, что зачастую изображали романтики в произведениях, а чтобы осуществлять действия, противоречащие, по словам Л. Толстого, человеческому разуму и его природе.

Естественно, понятия война и пленные неразделимы. Следовательно, Пушкин, Лермонтов, и Толстой дали своим творениям наименование «Кавказский пленник». Наименование рассказа В. Маканина напрямую читателя направляет в сторону изучения этих произведений. Ориентировочные детали писатель взял из реалистического повествования Толстого. Ситуация, изображённая им, стала зеркальным отражением той, невольно ожидаемой читателем: в плену оказывается чеченец, а не русский.

Маканиным, как реалистом, показано обе стороны чеченской войны. Перед читателем предстает проявление глупости, бесхозяйственности и жестокости, неизбежно преследующей человека на войне. Однако перед читателем открывается подлинная красота человеческой души.

Рассказ представлен одним эпизодом, повествующим о мирных переговорах между подполковником Гуровым и главарём чеченцев Алибековым. Каждому из них, стремящемуся к благу для собственной стороны, свойственно приносить ей, и вред. Гурову необходимо прокормить своих солдат, поэтому приходиться выторговывать провиант, необходимый ему. Одновременно с этим он способствует вооружению боевиков, что чревато смертельным исходом для его людей. Тот же Алибеков, снабдив противника продуктами, предоставил ему шанс продолжать вести военные действия против собственного бандитского формирования.

Однако при прочтении произведения, нас посещают размышления на тему, связанную не только с частными проблемами, но и с поиском смысла человеческого бытия, жестокостью современного общества. Нас начинает волновать конфликт личного и общественного характера. Между его героем, солдатом Рубахиным и персонажем рассказа Л. Толстого существует сходство. В «Кавказском пленнике» возможно фамилия персонажа выбрана не наугад. Читатель должен увидеть аналогию между ним и выражением «рубаха-парень». Выделяется среди других солдат прозаической ловкостью и сноровкой. Однако данному персонажу свойственно умение видеть красоту. Автор описывал ситуацию, как Рубахин глядел в небо, лёжа на спине, а его окружали горы со всех сторон и не отпускали.

На Кавказе, как ни в каком ином месте, проявляется духовность всего человечества. Только в горах человеку под силу постижение истинной ценности и понимание смысла нашей жизни. Автором в начале рассказа как-будто размещена подсказка читателю, акцентирующая внимание на том, в чем состоит смысл жизни, и что человека способно спасти от жестокости и бездушности.

«Красота спасет мир» - данный тезис озвучен с первых строк произведения. Действительно, духовный человек в возможности созерцания и творения красоты видит подлинное счастье. Хотя, способна ли красота на спасение человечества, от разжигания войн и убийств? Увы, вывод, сделанный нами, печален, потому что рядом существуют жестокость и красота, духовность и безнравственность.

Возможно, человеку законами природы и волею судьбы необходимо подвергаться различным испытаниям, которые преподносит жизнь. Однако в его власти сделать нравственный выбор. Рубахину, малообразованному простому человеку дано глубокое ощущение красоты мира, человеческой натуры и природы.

В. Маканиным показывается красота природы, что была описана в традициях русской классики. Хотя существуют и отличия между языком Маканина и языком иных русских классиков. По-военному он лаконичен, при своей одновременной емкости. Именно на этом языке ведётся рассказ простой трагической истории.

Речь идёт о кавказском пленном – чеченском юноше, ловком и красивом. Знакомясь с описанием его облика, читатель невольно проводит аналогию с внешностью персонажа Лермонтова – Мцыри. Он является дитем природы. Рубахин наделён способностью, разглядеть красоту, поэтому и уничтожить он её не в силах. Он проявляет заботу о пленном, отдав ему собственные носки, и оставшись в грубых сапогах. Герой рассказа утром его обогревает и вечером поит чаем, переносит через ручей. Кажется, его завораживает красота юноши, и вызывает чувство влюблённости. Солдат, воюющий давно с чеченцами, осознает, что стертыми словами о том, что все люди одной крови, выражается безусловная истина.

Впоследствии на пути солдат появляются чеченские боевики. Боец в подобные мгновения живет исключительно интуицией, секундным наитием, выбирая: жизнь или вероятная смерть. Для того чтобы остаться в живых, ему необходимо задушить пленного, который стал для него близким человеком, и красотой которого он был покорен.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.