Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (ЕГЭ по литературе)

Философский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» культуролог и литературовед М.М. Бахтин называет полифоническим, потому что в нем, как в музыке, звучат разные голоса, воплощающие разные идеологии и точки зрения на мир. Среди них особенно выделяется «голос» Сони Мармеладовой – главного женского образа романа.

В первую очередь героиня воплощает в себе христианские ценности – чистоту, смирение, любовь к людям. Ее падение – высшее проявление жертвенной любви, ведь она пошла на него ради спасения семьи. Не стоит думать, что у Сони слишком слабый характер, и она просто не в состоянии сопротивляться внешним обстоятельствам: ее смирение – это тоже в своем роде бунт.

Так, к примеру, одной из сцен Раскольников удивляется, что героиня предпочла пойти по желтому билету, а не броситься с моста в воду. Но сила характера девушки заключается как раз в том, что она выбирает жить несмотря на позор, жить, потому что она нужна своей семье. Как Иисус Христос или первые мученики, умиравшие за свою веру и жизненные принципы, Соня жертвует собой во имя других. Трогательны отношения между героиней и Катериной Петровной: именно мачеха подталкивает Соню Мармеладову преступить нравственный закон, обвиняя девушку в дармоедстве, но и она же искренне жалеет и оберегает ее, когда узнает, на что Соня пошла ради спасения семьи.

Ни один герой не может существовать в романе отдельно от других. Этот тезис особенно сильно затрагивает романы Достоевского, где ключевое значение имеет система двойничества. Так, Соня Мармеладова важна для романа в качестве антипода Родиона Раскольникова. Несмотря на то, что оба герои согрешили, они словно существуют в разных мирах: Соня, в отличие от Раскольникова, сохраняет чистоту души и христианское смирение. Ей гораздо важнее внутренняя вера, чем внешняя, и в любой ситуации она остается верна своему внутреннему нравственному закону. Очень четко это проявляется в сцене чтения притчи о воскрешении Лазаря: горячая, искренняя вера в Бога Сони, которая выдерживает все жизненные испытания, противопоставлена быстро ломающейся под натиском жизни теории Раскольникова.

Таким образом, роль образа Сони в романе «Преступление и наказание» очень важна: во-первых, ее взгляд на мир резко противоположен мировоззрению Раскольникова, во-вторых, она является духовным идеалом Ф.М. Достоевского.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.