Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Пушкина. Михайловское (Пушкин А. С.)

Назад || Далее

В августе Пушкин приехал в Михайловское и застал там всю свою семью: отца, мать, брата и сестру. Близких, тёплых отношений между Пушкиным и отцом не было и раньше. А теперь, когда родители поэта узнали, что Пушкин прибыл в Михайловское в ссылку, под надзор гражданских и церковных властей, отношения поэта с отцом совсем обострились.

Местные власти предложили Сергею Львовичу самому вести надзор за сыном.

Согласие отца привело к столкновениям. Жизнь поэта стала невыносимой. Он старался не бывать дома, проводя большую часть времени в Тригорском, соседнем имении П. А. Осиповой. Пушкин думал даже обратиться к царю с просьбой заменить ему ссылку в имении родителей заключением в крепости.

К счастью, вскоре семья Пушкиных выехала из Михайловского. Поэт остался один. Надзор за ним был поручен соседу-помещику и церковным властям.

В Михайловском Пушкину пришлось прожить два года. В письме к брату он так описывает свой день в деревне: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Народно-поэтическое творчество, народный быт живо интересуют Пушкина. Поэт изучает быт и поэзию народа. В крестьянском платье он ходит на ярмарки и базары, вступает там в беседы с крестьянами, слушает пение слепых, записывает народные песни. Его интересуют такие вожди народных движений XVII и XVIII веков, как Степан Разин и Емельян Пугачёв. Он называет Разина «единственно поэтическим лицом русской истории», несколько позднее создаёт о нём три песни.

Пушкин выписывал много книг. «Книг, ради бога, книг», — просил он в письмах брата. Он читал и перечитывал классиков античной, западноевропейской и восточной поэзии. Он восхищается великим английским драматургом Шекспиром, в произведениях которого широко отражена действительность. Его поражает умение Шекспира полно раскрыть сложность и многообразие характера человека, свободное от правил классицизма построение произведений и вольное развитие действия.

Вскоре после приезда в Михайловское Пушкин закончил начатую ещё в Одессе поэму «Цыганы».

Если в работе над «Кавказским пленником» Пушкин использовал свои личные впечатления от Кавказа, то в «Цыганах» отразилось знакомство Пушкина с Бессарабией и с бытом цыган, с которыми он дважды встречался во время своих поездок.

За их ленивыми толпами В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил И засыпал пред их огнями.

Главный персонаж поэмы — Алеко — родственен кавказскому пленнику. Он протестует против «неволи душных городов», стремится к свободной, вольной жизни, к опрощению, желает нравственно переродиться. Среди цыган, на лоне природы он хочет обрести счастье, спокойствие души. Алеко стал вести жизнь цыгана: «Он, прежних лет не помня даже, к житью цыганскому привык».

Но это длилось всего два года. Затем наступила трагедия: его Земфира полюбила другого. И вот в этот драматический момент обнаружилось, что переменив внешне образ своей жизни, Алеко внутренне остался тем же человеком, каким воспитало его общество. Резко критиковавший «неволю душных городов», Алеко оказался эгоистом признающим свободу только для себя.

Устами старого цыгана Пушкин осудил Алеко, развенчал героя своей поэмы:

Ты не рождён для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли.

В этих словах и раскрывается основная идея поэмы. В лице Алеко осуждён представитель той нравственности, которая характерна для собственнического, эксплуататорского строя, будь то феодально-крепостническое общество или складывавшееся в то время буржуазно-капиталистическое.

Поразительна гениальная прозорливость Пушкина, который на заре буржуазной культуры показал, что свобода в понимании человека буржуазного общества есть лишь свобода для себя.

По жанровым признакам поэму «Цыганы» следует отнести к романтическим поэмам.

Но в композиции этой поэмы есть особенность, отличающая её от романтической поэмы того времени. В ней есть и драматизированные места: широко введён диалог. Автор стремится индивидуализировать речь персонажей. Само действие поэмы развивается, особенно к концу, драматически напряжённо.

Отличаются «Цыганы» и большим реализмом в изображении душевных переживаний героев, в описании быта и в языке поэмы.

Продолжая работу над начатым на юге романом «Евгений Онегин», Пушкин написал в Михайловском четыре главы: III, IV, V и VI, в которых он дал реалистические картины помещичьей жизни и быта народа. Другим крупным реалистическим произведением, над которым Пушкин работал с конца 1824 по конец 1825 года, была трагедия «Борис Годунов». Пушкин поставил в трагедии тему народа и власти. На историческом материале, взятом из времени Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца, Пушкин показал, что сила власти зависит от поддержки народа, что творцом истории является народ. Не менее важна для Пушкина была и форма трагедии. Он блестяще разрешил задачу создания подлинно реалистической, исторической и народной трагедии. Очень строгий к себе, «взыскательный художник», он остался доволен. В начале ноября 1825 года, закончив трагедию, он писал своему другу Вяземскому: «Трагедия моя кончена, я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал: «ай-да Пушкин!»

Кроме таких крупных произведений, за это время Пушкин написал около ста лирических стихотворений.

В жизнь поэта некоторое разнообразие вносили посещения им села Тригорского, у владелицы которого были дочери и племянницы, восторженные поклонницы поэзии Пушкина. Летом 1825 года у Осиповой гостила её племянница А. П. Керн, которой Пушкин посвятил широко известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Большую радость Пушкину доставили его близкие друзья по лицею — Дельвиг и Пущин, навестившие поэта в 1825 году.

В конце ноября 1825 года до Михайловского дошли известия о смерти Александра I, затем о восстании декабристов и об арестах в столице. Много друзей и знакомых Пушкина было среди арестованных. Тяжело переживал поэт их участь.

В начале 1826 года Пушкин решил обратиться к Николаю I с просьбой об освобождении из ссылки. Он советуется об этом со своими друзьями, особенно с Жуковским, жившим во дворце. Пушкин не отказывается от своего образа мыслей, от своих убеждений, он предлагает Жуковскому «не отвечать и не ручаться» за него, но заявляет: «Каков бы пи был мой образ мыслей, политический и религиозный, я храню его про самого себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости». Жуковский ответил Пушкину: «Ты ни в чём не замешан — это правда. Но в бумагах каждого из действовавших (т. е. декабристов) находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством». Ответа на своё прошение Пушкин не получил: царь ещё не решил, как поступить с поэтом. Во время следствия над декабристами было выяснено, какую огромную силу представляют собой стихи Пушкина. Нельзя ли обратить эту силу на службу царизму? — такая мысль была и у царя, и у начальника жандармов Бенкендорфа. Чем обезоружить Пушкина — ещё более сильным наказанием или прощением? Царь медлил с ответом. Между тем события шли своим чередом. 13 июля 1826 года пять виднейших декабристов были повешены, остальные сосланы на каторгу и на Кавказ. Пушкин был потрясён этой зверской расправой. «Повешенные повешены, — писал он Вяземскому, — но каторга ста двадцати друзей, братьев, товарищей, ужасна... Теперь у меня перо не повернулось бы просить о помиловании».

Николай I решил вызвать Пушкина для личной беседы в Москву, где царь находился по случаю коронации. В начале сентября 1826 года Пушкин был привезён в Москву.

в Москве Вызывая Пушкина в Москву, Николай I решил попытаться использовать перо поэта в интересах своей политики, сделать Пушкина придворным поэтом. Этим и объясняется лицемерно-доброжелательный приём поэта царём.

Царь принял Пушкина с глазу на глаз, без свидетелей. Поэтому содержание всего разговора между ними осталось неизвестным. Известно лишь, что на вопрос Николая I: «Что сделал бы ты, если бы 14 декабря был в Петербурге?» — Пушкин ответил: «Стал бы в ряды мятежников». Царь, желая произвести благоприятное впечатление и привлечь на свою сторону любимого страной поэта, разрешил ему «свободно» жить, где он пожелает, и сам вызвался быть цензором его произведений.

Все эти «милости» царя оказались на деле тяжкими оковами для Пушкина и "как человека, и как поэта и, в конце концов, довели его до трагической гибели. Тайная слежка полиции за каждым шагом и каждым словом поэта, придирчивость царской и обычной цензуры — вот во что на деле вылились «милости» царя.

Москва восторженно встретила любимого поэта.

Имя Пушкина было на устах не только у дворянского общества, но и у демократических масс, радостно приветствовавших поэта, появлявшегося на народных гуляньях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад || Далее
.