Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских
Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?









-->
ПОИСК:
У нас более 4300 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских (*Общие критические статьи)

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ближе всего к проблеме создания характера подошел в русской литературе 16 века автор повести о Петре и Февронии Муромских. Это — житийная повесть; формально она должна быть отнесена не к беллетристическим жанрам, а к «полезной», имеющей «деловое» (ритуальное) назначение письменности. Но «Повесть о Петре и Февронии» — весьма необычное житие. Здесь совсем отсутствует традиционная телеологическая сюжетная схема жития: нет ни страданий за веру, ни мученического конца героев, утверждающего их святость. Героиня повести — Феврония, крестьянская девушка, исцеляющая княжеского брата Петра; в награду за это княжич женится на ней.


Подробнее о конкурсе

Несмотря на попытку противодействия со стороны «боляр», Петр и Феврония «державствуют» в Муроме; по «преставлении купнем» (то есть одновременной смерти) они оказываются похороненными «в едином гробе».

При всем отличии «Повести о Петре и Февронии» от амбивалентных повестей у них есть черты сходства: основа сюжета и в этой повести не в развязке, а в исходной посылке. Эта посылка — ум Февронии, способной, подобно древней Ольге в летописных сказаниях или Китоврасу, «переклюкать» (перехитрить) любого собеседника; основанные на этой посылке сюжетные ходы повести неизменно убедительны и хорошо мотивированы. Конечно, «прозрение» святой сказочно и чудесно; это обнаруживается уже при первом появлении ее в повести, когда Феврония сидит за ткацким станком, «пред нею же скача заец», а на вопросы княжеского посланца о ее доме и родичах отвечает притчами.

Но в мудрости крестьянской девы нет ни холодного дидактизма, ни отчуждения от мира; она так же непосредственна и весела, как заяц, прыгающий перед Февронией, и не лишена некоторого лукавства. Княжич Петр, недовольный поставленным Февронией условием — жениться на ней в награду за излечение, сначала посылает ей клочок льна и требует, чтобы девушка выткала из него «срачицу, и порты, и убрусец». Однако Февронию не так-то легко

одурачить: она соглашается на это при условии, если Петр приготовит ей ткацкий станок из щепочки. Столь же неудачно завершается и попытка излеченного княжича просто нарушить свое обещание: девушка предусмотрительно велела смазать его язвы (полученные при борьбе со змеем — от змеиной крови), за исключением одной, и вероломство княжича приводит к тому, что от «того струпа начаша мнози струны расходитися на теле его». Тогда Петр «с твердостью слово дав ей» и после окончательного исцеления женится на Февронии.

Сказочный характер мудрости Февронии, лишенной дидактизма, обнаруживается и в одной из последующих сцен повести. Изгнанные боярами Петр и Феврония едут на судне по Оке; едущий на том же судне женатый человек начинает взирать на бывшую княгиню «с помыслом». Девушка замечает это, но не выражает столь законного для святой негодования. Она просто просит назойливого спутника испить воды с двух сторон судна и спрашивает его, одинаковая ли она. Тот говорит, что одинакова. Таково и "естество женское", замечает Феврония.

Любопытны взаимоотношения обоих героев повести. Она именуется повестью о Петре и Февронии, но главный персонаж повествования, наиболее активная его фигура, конечно, Феврония; она так же оттесняет своего благородного, но неяркого супруга. Однако характерность Февронии и Петра лишена той басенной определенности, не предварена с самого начала, а раскрывается постепенно, из ряда сюжетных деталей, и становится понятной лишь по прочтении повести. Была ли такая косвенность в характеристике героев выражением продуманного писательского мастерства? Едва ли. Весьма вероятно, что образы Февронии и Петра (особенно Петра) не были ясны с самого начала и автору произведения, что они были порождением его неосознанной художественной интуиции. Искусство создания характеров сложилось в отечественной литературе гораздо позже 16 века.

Обновлено:
Опубликовал(а): katerina510

  

.
Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2017 «Критическая Литература»


Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение