Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сатирические мотивы поэзии В. В. Маяковского (на примере стихотворений «Нате!», “Моё к этому отношение”, “Внимательное отношение к взяточникам”, “О дряни”, “Прозаседавшиеся”) (Маяковский В. В.)

Владимир Маяковский — поэт, чья “лесенка” становилась поводом восхищения или насмешек, чьи произведения удостаивались похвалы советских властей или запрещались, чьи произведения можно либо любить, либо ненавидеть, третьего не дано. Творчество В. Маяковского — это вызов обществу. Неудивительно, ведь поэт был членом группы футуристов — авторов таких сборников, как “Пощечина общественному вкусу”, “Дохлая луна”.

В историю русской литературы поэт вошел прежде всего как певец Октябрьской революции. Но творчество его многогранно и разнообразно.

Помимо того Маяковского, что прославлял революцию, был и другой — поэт-бунтарь и сатирик. Особенно часто “второй” Маяковский стал писать после гражданской войны 1918-1921 годов. Сатирические мотивы, тем не менее, присутствовали и в ранней лирике поэта.

Стихотворение “Нате!” 1913 года — яркий пример сатиры в творчестве Маяковского. Посвящено оно тем людям, которые не понимают поэта и его стихи, для которых увлечение поэзией — это лишь дань моде. Очевидно, такое потребительское отношение оскорбляет Маяковского. И уже название стихотворения — просторечное и даже немного грубое “Нате!” — настраивает нас на то, что автор будет давать кому-то отпор. Маяковский высмеивает тех, кто ценит только материальное:

… вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Маяковский использует такой прием, как синекдоха: он обращается к конкретным мужчине и женщине, но нам понятно, что таких людей огромное множество. Поэт выражает неуважение к ним и даже угрожает “плюнуть в лицо”. Маяковский, скорее всего, обращается к капиталистам, которые “смотрят устрицей из раковин вещей”. К вещице, которой можно воспользоваться и выбросить, они приравнивают творчество поэта. Маяковскому стыдно, что его творчество попадает и к таким капиталистам, поэтому дважды в стихотворении называет он себя “бесценных слов транжир и мот” (метафора). Слово для него — высшая ценность, которая обладает огромной силой. Ему жаль растрачивать свой дар на стихи, если их не понимают и даже не пытаются понять.

Высмеивает капиталистов Маяковский и в стихотворении “Моё к этому отношение” 1915 года. Поэт пишет об одном человеке, но он, очевидно, является собирательным образом всей буржуазии (синекдоха):

Брюшком обвисшим и гаденьким

лежит на воздушном откосе,

и пухлые губы бантиком

сложены в 88.

Автор создает образ, который противен читателю, чтобы вызвать отвращение к буржуазии. Он сравнивает “пухлую морду” (именно так автор называет героя стихотворения) с поэтом Апухтиным, над которым насмехались из-за его тучности.

Маяковский поднимает тему социального неравенства и несправедливости. Антитеза: бездельник-капиталист противопоставляется рабочим, которые “внизу суетятся”. Стоит отметить, что капиталист изображен отдельно ото всех, — он думает только о своих интересах, его не заботят чужие проблемы. Рабочие же объединены одной проблемой — бедностью, нищетой, причем не своей. Их задача — не только прокормить себя и свои семьи, но и помочь государству и обществу.

В том же 1915 году было написано стихотворение “Внимательное отношение к взяточникам”. Даже в названии слышится ирония: едва ли можно внимательно относиться к взяточникам, которые воруют то, что заработано честным трудом других людей. В стихотворении тоже поднимается тема социального неравенства: в то время как одни “от холода не попадают зубом на&讹 зуб”, другие воруют. Маяковский использует такой прием, как гротеск: согласно его словам, взяточники воруют чуть ли не все подряд. Чувствуется сарказм: Маяковский просит взяточников присвоить все, что можно, за один раз, чтобы поэту больше не приходилось о них писать:

Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,

берите деньги и драгоценности мамашины,

чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике

зажал сбереженный рубль бумажный.

Ярчайшим примером сатиры в послереволюционном творчестве Маяковского является стихотворение “О дряни” (1920-1921). Главный герой стихотворения — обыватель (“иная мразь”, как пишет Маяковский), который мечтает о материальных ценностях (“о тихоокеанских галифищах”). Чем же опасны подобные люди, если Маяковский обратил на них внимание?

Со всех необъятных российских нив,

с первого дня советского рождения

стеклись они,

наскоро оперенья переменив,

и засели во все учреждения.

Герои стихотворения — приспособленцы; они поддержали революцию, лишь чтобы получить места в государственных учреждениях. Портреты Маркса в домах их лишь для красоты; сама же личность для них ничего не значит. “Известия” — газета, которая освещает политическую жизнь России — нужна, чтобы на ней грелся котёнок. Маяковский иронично призывает истреблять канареек, называя их угрозой коммунизму, тогда как настоящую угрозу представляют “товарищ Надя” и ее муж. В стихотворении для усиления сатирического звучания служат гиперболы (“пятилетнее сиденье”, “зады, / крепкие, как умывальники…”), экспрессивная лексика (“мразь”, “мурло”, “зады”), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (“спаленки”, “потолочек”).

Больше всего мне понравилось стихотворение “Прозаседавшиеся”. В нем Маяковский высказывается против бюрократизма, который мешал построить социализм. Поэт прибегает к гротеску, чтобы показать, насколько проблема злободневна. Иногда заседаний бывает так много, что работникам в буквальном смысле приходится разделяться на две части. Можно наблюдать, как лирический герой всего за день волокиты превращается из спокойного человека во “взъяренного” (авторский неологизм).

Высмеивает Маяковский и любовь большевиков к аббревиатурам: “кто в глав, / кто в ком, / кто в полит, / кто в просвет…”, “на заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома”. Гиперболы: “исколесишь сто лестниц”, “В день заседаний на двадцать / надо поспеть нам” — помогают автору передать нелепость всего происходящего. С этой же целью автор использует литоту: “покупка склянки чернил / Губкооперативом”. Кажется абсурдным, что работники большой и важной организации тратят свое время на такую мелочь!

Таким образом, можно разделить сатирические стихотворения Маяковского на две группы: те, что написаны до революции и гражданской войны, и те, что написаны после. Первые в большинстве своем посвящены темам социального неравенства, несправедливости, капитализма и социализма. Во вторых же высмеиваются те явления, которые мешали построить коммунизм в России. Но чему бы ни было посвящено стихотворение Маяковского, что бы он в нем ни высмеивал, он делает это с ему одному присущими юмором, иронией, сарказмом, используя авторские неологизмы и свой, особый стиль написания. Маяковский — это поистине потрясающий поэт, чьи произведения — в том числе и сатирические — не будут забыты никогда. Многие проблемы, высмеянные поэтом в стихотворениях, актуальны и по сегодняшний день.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.