|
«Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает ещё его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путём развивается научная истина» (В.И. Вернадский) (ЕГЭ обществознание)Данным высказыванием В. И. Вернадский хотел сказать, что ученым как и другим людям свойственно ошибаться, и нередко знания, уже вошедшие в мировоззрения не соответствуют истине, поэтому можно говорить о том, что научное познание зачастую является терпким цикличным процессом.
Что же такое истина? Истина - это знание, соответствующее самому объекту познания; соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Истина делится на абсолютную и относительную. Абсолютная истина - полное точное, исчерпывающее знание, которое не может быть опровергнуто. Относительная истина - это неполное, неточное знание, которое преобладает в нашем мировоззрении. С развитием науки, средств познания оно может либо изменяться и дополняться, либо быть опровергнуто. Не зря истина подразумевает в себе постоянный процесс (ее поиска). Истина находится путем познания мира. Познание - это процесс отражения, воспроизведения, осмысления действительности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания. Одним из видов познания является научное. Особенностью научного познания являются рационалистическая обоснованность, объективность, доказательность. И несмотря на то, что оно стремится к нахождению абсолютной истины, это далеко не всегда так. Как сказано ранее, принятым за исчерпывающее знание истинам свойственно со временем меняться. Поэтому познание мира становится многоуровневым, цикличным процессом, включающим в себя постоянное возвращение в начало суждений, их проверка, конкретизация и изменение. Для научного познания характерна постоянная проверяемость, возвращение к изначальным суждениям для выявления достоверности знаний. Таким образом, можно говорить о том, что научная истина развивается сложным и кружным путем.
С мнением В. И. Вернадского трудно не согласиться. В журнале “Наука мое всё” я прочитал статью об одной опровергнутой истине. Факт, что сложить лист бумаги более чем в 7 раз невозможно, очень долго жил в научных кругах и в сфере искусства. Развеять его сумела обычная школьница из Калифорнии. Она купила рулон туалетной бумаги и сумела сложить его 11 раз. Ученица сумела вывести уравнение, составленное с учетом толщины и ширины конкретной бумаги, и благодаря этому развенчала устоявшийся миф, то есть опровергла истину, которая, как оказалось, была относительной. Из этого следует, что даже уже включенная в мировоззрение многих людей истина - это явление по большей степени относительное, ведь со временем она может быть опровергнута, изменена и представлена как неверное суждение.
Вторым примером может послужить заблуждение о плоской Земле, которое я узнал из школьного курса географии. Плоская Земля - устаревшая концепция, по которой Земля представляет собой плоский диск. В результате развития астрономии и географии она была оставлена учеными, а шарообразная Земля получила убедительное научное обоснование. Ученые путем долгих и сложных экспериментов доказали, что сдвиг линии горизонта заметен наблюдателю только с большой высоты. Получается, что суждение, которое долгое время включалось в мировоззрение людей опроверглось с появлением большей научной базы и необходимых приборов измерения, а достичь истины получилось только путем процесса познания, требовавшего много времени и сил.
Таким образом, можно заключить, что не следует принимать знания за абсолютную истину, ведь со временем они часто подвергаются изменениям по причине постоянного развития науки. Обновлено: Опубликовал(а): Полина Филиппенкова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|