Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





«Проблематика и своеобразие конфликтов южных поэм Пушкина» для 9 класса. Часть вторая. (Школьные сочинения)

В «Цыганах» Алеко и Земфира обретают счастье в любви, но и любовь, и счастье быстро уходят в прошлое, становятся призраками. Алеко тоже оказывается в положении отвергнутого любовника (как пленник и черкешенка, Гирей и Зарема), тоже заговаривает на языке «мучительных страстей», который непонятен Земфире («вольной луне»). Оказывается, что и языки любви могут отличаться («Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское шутя») но и здесь различие языков обуславливается не принадлежностью героев к разным этносам, но подаётся как извечное противопоставление мужской и женской любви.


Интересно, что сама история Алеко и Земфиры оказывается повтором истории отца и матери героини, старика и Мариулы, вечной историей. Алеко, в отличие от старика, пытается настаивать на своих правах, он «не в силах удержать любовь», но хочет хотя бы насладиться мщеньем, убивает неверную Земфиру и юного цыгана.

Интересно, как меняются функции кинжала, образа, существенного для всех трёх поэм. В «Кавказском пленнике», в мире одноязычных героев черкешенка передаёт его пленнику, кинжал безвреден для него, он есть путь к освобождению.

В «Бахчисарайском фонтане» кинжал мелькает в руках Заремы, им она угрожает Марии, мучась ревностью. В «Цыганах», где ревность героя оправдана, угроза Заремы осуществляется, кинжал приносит уже реальную смерть. Кинжал везде есть спутник «страстных» героев, неся в себе угрозу героям другого языкового мира.

Во всех трёх поэмах автором поднимается схожий вопрос - проблема истинной, внутренней свободы и внутреннего пленения, пленения страстями. В представлении пленника и Алеко любовь связана со свободой, а сильные страсти есть признак свободной личности. Однако такая однозначная связь оказывается обманчивой, любовь всегда грозит обернуться рабством, как и всякая страсть, включая страстное стремление к свободе. Пленник оказывается порабощён не только физически, он и раб любви, раб страсти.

Вообще, мотив любовного пленения, образная связь любви и рабства традиционны для европейской поэзии (словосочетания типа «оковы любви», «сладкий плен» стали штампами).

Пушкин, в финале «Бахчисарайского фонтана» пишет о себе: «Опомнись, долго ль, узник томный, тебе оковы лобызать?», возвращая нас к реальному, физическому воплощению этой метафоры в «Кавказском пленнике», где мотивы плененного сердца, умершего для радостей жизни, и плена физического сопряжены. «Оставь же мне мои железы, уединённые мечты, воспоминанья, грусть и слёзы, их разделить не можешь ты», - говорит пленник черкешенке в финале своей исповеди, не разделяя обоих пленений, но сливая их в нечто единое. Самое освобождение от реальных оков влечёт за собой и освобождение от плена любовного («…воскресшим сердцем к ней летел…»), что оставляет возможность понимать текст метафорически. Рабство, и любовное, и физическое, связывается со смертью; все пленённые герои мечтают о смерти; река, дающая свободу уже освобождённому пленнику, приносит смерть черкешенке, «навеки отдававшейся» герою, своей страсти к нему.

В «Цыганах» автор, описывая свободу Алеко («Птичка божия не знает…») тоже связывает её с уснувшими, усмиревшими страстями. Страсти осознаются как нечто отдельное от человека, оказываются противопоставленными человеческой свободе, становятся главными орудиями «судьбы коварной и слепой». Эта тема станет финальной темой «Цыган» («Повсюду страсти роковые и от судеб защиты нет»).

Истинно свободными оказываются лишь герои, свободные от страстей (как старик в «Цыганах», Мария в «Бахчисарайском фонтане»). Мария не искала (и не ищет даже в плену) воли, потому что она свободна изначально, свободна от страстей. Интересно, как в связи с её образом в «Бахчисарайском фонтане» преломляется образ реки, важный для «Цыган» и «Кавказского пленника». Там река – это прежде всего рубеж между миром цивилизации и миром диких племён, между родиной и чужбиной, между свободой и рабством. В «Бахчисарайском фонтане» река становится фонтаном, превращается в la fontaine des larmes в замкнутое, цельное, независимое пространство.

Свобода неожиданно оказывается связанной не с противоборством, но с послушанием судьбе. Алеко, пытающийся ей сопротивляться, настаивать на своих правах, оказывается преступником не только против судьбы, но и против вольности. Свободный герой послушен судьбе, равно принимает как её дары, так и удары, признаёт своё бесправие перед ней. Поиск свободы вне себя оказывается бессмысленным; в диком племени и в цивилизованном обществе равно можно быть и невольником, и свободным (Мария – европеянка, старик – цыган).

Изначальное противопоставление героев по крови снимается, замещается другими. Оказывается, что пленник «одноязычен» с черкешенкой, Алеко признаётся чужим в таборе уже не потому, что он инородец, но потому, что он «город и смел». «Ты не рождён для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли», - таково новое противопоставление. Над фонтаном «В память горестной Марии» сияет «крестом осенена магометанская луна», - снимается и противопоставление вер, но остаётся памятник невинности и свободе; хотя тени Марии и Заремы уже неотличимы, становясь «снами», «воспоминаньями» автора.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


ПОИСК:

У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:06:32
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение