Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Темы и мотивы драматургии А. П. Чехова («Вишневый сад», «Чайка») (Чехов А. П.)

Мотивы драматургии А. П. Чехова

Пьесы А. П. Чехова отличаются широтой охвата человеческой жизни, что позволяет в пределах одного произведения выделить большое количество тем и мотивов разных уровней: быта, эпохи, человеческих отношений, жизни.

В драматургии Чехова силен мотив трагедийности человеческого существования, сопровождающий многие темы произведений. С одной стороны, это трагическая зависимость человека от жизни (ее непредсказуемости, предопределенности), а с другой – заблуждения людей.

Автор часто ставит под сомнение жизненные цели, мечты, деятельность героев, открывая их неприкаянность: Раневская уезжает в Париж, находя смысл в любви к недостойному человеку; главенство труда для Лопахина, Вари выглядит как спасение от самой жизни; горничная Дуняша чувствует себя не на месте, ее «руки белые-белые», как у барыни; гувернантка Шарлотта задается вопросами о своих корнях, о своем значении.

Одиночество героев подчеркивается безответностью их чувств: Костя Треплев любит Нину Заречную, Нина Заречная – Тригорина, учитель Медведенко влюблен в Машу Шамраеву, с которой не знает счастья и в браке (она влюблена в Костю Треплева).

В «Чайке» трагедийный исход имеют мечты героев (здесь связаны любовь и искусство): Нина Заречная становится актрисой, но плохой (играет «грубо, безвкусно, с завываниями»), ее жизнь несчастлива; Треплев уже имеет успех (его произведения печатаются), но он не удовлетворен своим творчеством (которое не соответствует и его прежним мечтам о новом слове в искусстве); Медведенко в браке с возлюбленной Машей, в котором оба супруга несчастливы.

Полна трагизма и нелепостей жизнь, но и героев Чехова объединяет некоторая общая «нелепость» («нелепость» людская): это «нелепые» персонажи «Вишневого сада» Епиходов, Симеонов-Пищик, Фирс, но и другие герои во многом несуразны (Петя Трофимов обвиняет всех в праздности, но сам «ничего не делает», герои устраивают бал в день аукциона); в «Чайке» врач Дорн уверяет, что в 60 лет поздно лечиться, управляющему Шамраеву все время не достает лошадей.

Передан в драматургии Чехова и характер эпохи, России рубежа веков.

Одной из тем является тема «отцов и детей». В комедии «Вишневый сад» это столкновение различных общественных групп и идеологий: дворяне Раневская и Гаев представляют уходящую эпоху «дворянских гнезд», а разночинцы купец Лопахин и «вечный студент» Петя Трофимов – новые люди (типы «буржуазного» предпринимателя и социалиста). В пьесе «Чайка» это взгляды на искусство: старшее поколение (актриса Аркадина и писатель Тригорин) придерживается традиционного, «реалистического» направления, а младшее (Костя Треплев и Нина Заречная) представляет «новые формы» в искусстве (Треплев пишет «символистскую» драму, в которой играет его возлюбленная Нина Заречная; Треплев: «современный театр — это рутина, предрассудок»).

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.