Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по литературе)

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова известен как первый русский социально-психологический роман. Эти черты ему, безусловно, придает «Журнал Печорина», который, являясь хранителем мыслей и наблюдений незаурядного героя, показывает нам всю тонкость отношений человека с обществом и с самим собой.

Композиция романа интересна: довольно сложно сразу выстроить фабулу этого произведения. Тем не менее, задачей Лермонтова было показать Печорина со всех сторон.

Именно поэтому в романе присутствует сам автор (в предисловии), рассказчик, который и передает нам повествование Максима Максимыча (глава «Бэла», в которой мы впервые видим Григория глазами пожилого штабс-капитана), и описывает молодого человека со своей позиции (глава «Максим Максимыч»), и публикует «Журнал». Несмотря на довольно определенное впечатление, складывающееся по первым двум главам, Лермонтов добавляет еще три в составе «Журнала Печорина». И они кардинально меняют представление о «герое нашего времени».

Каким бы был для нас Печорин, если бы не было «Журнала»? Он бы остался в сознании читателей равнодушным молодым человеком, не ценящим ни любовь, ни дружбу, который своей холодностью погубил двух людей: бедняжку Бэлу и доброго Максима Максимыча (глагол «погубил» имеет переносное значение в отношении второго). До «Журнала» мы смотрели на героя глазами автора, рассказчика и штабс-капитана. «Журнал Печорина» дополняет образ: он позволяет нам посмотреть на Григория его глазами.

Мы видим, насколько хорошо молодой человек разбирается в людях, как он видит каждого отдельного представителя общества насквозь (вспомним, как он раскусил искусственный драматизм Грушницкого). Понимаем, что за всеми его действиями стоит скука, разочарование. Видим эгоизм и отсутствие полной осознанности собственных действий (обратимся к моменту его заигрывания с княжной Мери только для того, чтобы насолить Грушницкому). Подмечаем, что герой может испытывать сильное чувство - к Вере. Однако Лермонтов не позволяет Печорину найти счастье в любви, показывая, чем может закончиться жизнь типичного «героя нашего времени». В завершающей главе «Фаталист» Григорий рассуждает об отсутствии веры в жизни своего поколения, с присущим ему цинизмом и скептицизмом, но объективно оценивая неутешительную ситуацию, в которой оказались все безнравственные «герои нашего времени» (А мы, их жалкие потомки … не способны более к великим жертвам … потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»). Мысли Печорина в последней главе перекликаются с его стихотворением «Дума» («Меж тем, под бременем познания и сомнения,//В бездействии состарится оно (поколение)»).

Таким образом, «Журнал Печорина» является важным композиционным элементом романа. С его помощью Лермонтов позволяет читателю заглянуть в душу своего героя, посмотреть на него новыми глазами, раскрыть его сложную и неопределенную личность со всех сторон. «Журнал» помогает понять внутренний мир «героев нашего времени».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.