Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сопоставительный анализ стихотворений Сапфо «Богу равным кажется мне по счастью…» и Катулла «Тот в моих глазах божеству подобен…» (Анализ стихотворения, стиха)

Сравниваемые стихотворения Сапфо «Богу равным кажется мне по счастью…» и Катулла «Тот в моих глазах божеству подобен…» имеют общую тему – тему любви.

Адресат в произведении Сапфо неизвестен, но существуют предположения, будто это одна из учениц ее фиаса, время обучения которой подходило к концу, что указывало на их приближающуюся разлуку. Лирическая героиня, от лица которой ведется повествование, называет своего адресата «ты», «тобой». Мы знаем только, что он имеет голос, «звучащий нежно», и «прелестный смех».

А адресат Катулла – это знатная овдовевшая дама Клодия, названная в стихотворении Лесбией для того, чтобы напомнить читателям о Сапфо. Лирический герой Катулла так же говорит о своем адресате во втором лице единственного числа и указывает на то, что у возлюбленной «сладкий смех».

Лирический герой в стихотворении Сапфо, от лица которого ведется повествование, утверждает, что тот, кто находится рядом с его адресатом, кажется ему счастливым, подобно богу, и это похоже на ревность и зависть.

У самого же лирического героя, когда он слушает голос любимого человека, перестает «сердце биться», немеет язык, под кожей пробегает жар, глаза ничего не видят, в ушах – «звон непрерывный», обливается «потом жарким», а, увидев его, герой «не в силах вымолвить слова».

Повествователь Катулла, восхищается тем, кто смог бы быть рядом с его адресатом спокойным и равнодушным. Сам он так же, как и лирический герой Сапфо, физически страдает: «глохнет» и «немеет», теряет разум, становится «ни жив ни мертв», у него «звенит в ушах», и так бьется сердце, что «ничего не видит».

Как Сапфо, так и Катулл описывают чувство, ориентируясь на физическое состояние любящего героя, будто любовь – это недуг, болезнь. При этом слова, использованные при описании, в основном это глаголы и причастия, относятся к разговорному стилю, что еще раз подтверждает, что, казалось бы, высокое чувство воспринимается как нечто обыкновенное.

В сравниваемых стихотворениях повествователи не пытаются описать любимого, создать его цельный портрет, их больше заботят собственные переживания и чувства. Страдания – неотъемлемая часть любви, поэтому лирические герои Катулла и Сапфо пытаются, в первую очередь, помочь себе, что можно проследить в финалах произведений.

Разница финалов сопоставляемых стихотворений заключается в том, что лирическая героиня Сапфо пытается усмирить себя и свои чувства, просит: «терпи, терпи…», но при этом она понимает и принимает эти же самые чувства, разрешает собственному «я» любить.

Лирический герой Катулла, напротив, запрещает себе испытывать чувства, мучающие его, и считает, что страдает из-за праздности, а не из-за любви, поэтому возникает конфликт ума и сердца. Он задается вопросом: «Знаешь, сколько царств и царей счастливых праздность сгубила?», пытаясь убедить себя в том, что главной его проблемой является проблема досуга.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.