Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ поэмы «Флейта-позвоночник» (Маяковский В. В.)

Любовь… Это волшебное чувство наполняет жизнь смыслом, вдохновляет на подвиги, дарит силы жить. Тема любви в русской литературе – одна из основных. У каждого писателя существует свое мнение на эту тему. Одни описывают любовь как самое прекрасное чувство, дарящее счастье и радость, а другие считают, что любовь – это страдание и муки. Именно Владимир Владимирович Маяковский размышляет о несчастной любви.

В жизни и в творчестве внешне грубого, но ранимого в душе Маяковского любовь занимала не последнее место.

Но, к сожалению, поэту не везло в любви: его отношения с женщинами складывались довольно сложно и часто заканчивались трагически, а роман с Лилей Брик, главной женщиной в жизни Маяковского, привел его к самоубийству. С юной журналисткой Владимир Маяковский познакомился в 1915 году, и с тех пор его жизнь полностью изменилась. Маяковский предлагал замужней Лиле Брик развестись и узаконить отношения с ним, но получил отказ. Свои переживания от неразделенной любви Маяковский выразил в поэме «Флейта-позвоночник».

На мой взгляд, Маяковский называет поэму «Флейта-позвоночник» неслучайно. Флейта – это духовой музыкальный инструмент, который в древности использовали для исполнения песнопений в честь жертвоприношений. Позвоночник же – это главная часть скелета, без которого жизнь человека немыслима. Таким образом, уже в названии Маяковский показывает, что любовь – очень важное для него чувство, без которого он не видит смысла жизни. Поэт раздирает свое тело, выставляет душу и сердце напоказ, играя на флейте-позвоночнике. Он полностью отдается чувствам, несмотря на испытываемую боль и отчаяние, жертвует собой во имя любви: «Я сегодня буду играть на флейте.// На собственном позвоночнике».

«Флейту-позвоночник» можно считать автобиографичной поэмой, так как лирическим героем является сам Владимир Маяковский, возлюбленной – Лилия Брик, а «настоящим мужем» - Осип Брик.

После отказа возлюбленной на предложение выйти замуж поэт в образе главного лирического героя рассуждает «Не поставить ли лучше точку пули в своем конце?». Так, автор говорит о том, что жизнь без Лили Брик ему не нужна и он готов совершить самоубийство. Герой собирается «на всякий случай дать прощальный концерт». С первых строк становится понятно, что любовь для лирического героя – это не радостное событие, а чувство, приносящее ему боль.

В первой части поэмы Владимир Маяковский говорит о «празднике нарядных черпал и черпал»: повсюду веселье, но ему «самому на праздник выйти не с кем», что подчеркивает одиночество героя. Здесь же Маяковский пишет о своем отношении к Богу («Вот я богохулил.//Орал, что бога нет»). По мнению поэта, именно Бог «вывел и велел: люби!», но в наказание за неверие превратил прекрасное чувство в проклятие и тяжелый крест для поэта. Любовь лирического героя не может быть счастливой из-за «настоящего мужа», который вызывает в поэте бурю ревности. Маяковскому тяжело делить любимую женщину с другим:

«А я вместо этого до утра раннего

в ужасе, что тебя любить увели,

метался

и крики в строчки выгранивал,

уже наполовину сумасшедший ювелир.»

Поэт в крике отчаяния обращается к Богу с мольбой убрать «проклятую ту, которую сделал моей любимою».

Во второй части автор пишет, что любовь сопровождают людей всегда:

«Даже если,

от крови качающийся, как Бахус,

пьяный бой идет –

слова любви и тогда не ветхи» .

Вот и поэт поёт «накрашенную, рыжую». Он живет ради возлюбленной и ради неё готов вынести любую участь. Маяковский пишет, что, будучи царем, велел бы народу вычеканить личико любимой женщины на золоте монет, а, находясь на каторге, выцарапал бы на цепи «имя Лилино». Для того, чтобы наиболее точно показать свои чувства, поэт использует выразительные средства. Например, с помощью гипербол передана вся мощь любви лирического героя поэмы:

«Короной кончу?

Святой Еленой?

Буре жизни оседлав валы,

я — равный кандидат

и на царя вселенной

и на кандалы».

Муки любви для поэта подобны мукам больного:

«Это, может быть, последняя в мире любовь

выразилась румянцем чахоточного».

Сравнение говорит об одержимости Маяковского любовью Лили Брик, его чувства похожи на болезнь.

В третьей части поэт снова подчеркивает, что его любимая женщина принадлежит другому («Сегодня, только вошёл к вам,//почувствовал -// в доме неладно»). На вопрос гостя рада ли лирическая героиня его видеть, девушка произносит холодное «очень». Чувствуя безразличие возлюбленной, поэт впадает в отчаяние и лихорадку. Лирический герой хочет, чтобы его любовь была взаимной, но он не в силах заставить девушку испытать ответные чувства. Здесь же Маяковский рассуждает о том, что любовь между ним и Лилей Брик умерла:

«Послушай,

все равно

не спрячешь трупа.

Страшное слово на голову лавь!

Все равно

твой каждый мускул

как в рупор

трубит:

умерла, умерла, умерла!»

Сравнивая глаза возлюбленной с двумя могилами, автор хочет сказать, что лирическая героиня больше не любит его: в ее взгляде больше нет былой страсти, глаза пусты, бесчувственны и безразличны. На то, что любовь погибла указывают и эпитеты «покаянными губами», «высеченный монастырь». В финале поэмы Маяковский в образе лирического героя остается с обокраденным сердцем, у него не остается ничего, кроме стихов, поэтому он «гвоздями слов прибит к бумаге».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.