Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Социально-политические и литературные причины утверждения метода реализма в литературе в гоголевскую эпоху (ЕГЭ по литературе)

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 г., эта эпоха ознаменована масштабными переменами в жизни России. Можно заметить, что годы детства и юности писателя выпали на грандиозные и переломные исторические события: Отечественную войну 1812 г, победа в которой вызвала рост международного авторитета России, а также привела к подъёму национального патриотизма; юношеские годы, проведённые в Нежинской гимназии высших наук, совпали с восстанием декабристов (1825 г.), выступавших против самодержавия и крепостничества; в 1830 годах же произошло много крестьянских бунтов, которые навсегда изменили сознание народа, сделав его революционным. Волна общественных противоречий в России совпала с таким же переломным периодом на Западе. Влияние на Россию западноевропейских стран очень велико не только в экономическом плане, но и в культурном. Многовековой социальный опыт, развитие научной мысли, культурные достижения стран Европы вызывали большой интерес и разное отношение к этим явлениям всевозможных русских общественных объединений, впоследствии это привело к образованию двух крупных общественно-политических лагерей – славянофильства и западничества.

На становление нравственного духа времени оказывала влияние сфера, отражавшая напрямую интересы ведущих общественных сил – художественная литература, отражавшая прогрессивную общественную мысль.

Передовые круги общества в 30 – 40 годах XIX в. ставили перед собой задачу разобраться в ряде социальных проблем: проблема роли личности, проблема народности, проблема определения курса дальнейшего развития России.

Бунтарские настроения, народные волнения и рост противоречий в обществе вызвали тревожную реакцию правящей элиты. Стараясь разрешить эти противоречия и опасаясь краха существующего строя, правящие круги не преминули развить «теорию официальной народности», которая базировалась на трёх китах : православии, самодержавии, народности . Однако по сути народность обозначала в купе с самодержавием и православием не что иное, как крепостное право. Теоретики данной идеологии, например, С. Уваров полагали, что в государстве с крепостническим строем царит внутренняя гармония и единство, что в нём действуют доступные права народа, по сравнению с государствами, поддавшимися революционным влияниям.

Западники и славянофилы придерживались иных взглядов, но мысли их были одновременно и прогрессивными, и консервативными. Славянофилы выступали за отмену крепостничества, свободу слова, считали, что народ – «единственный и постоянный действователь истории», видели необходимость реформ, однако ратовали за преобразования без революции, которая, по их мнению, была навеяна Западом, считая, что такой путь развития неестественен для русского общества. Западники, как и славянофилы, желали отмены крепостного права, однако их отношение к самодержавию было отрицательным. Они видели единственным возможным выходом развитие России по европейскому шаблону, то есть путём усвоения западной культуры, их форм быта. Западники поднимали вопрос о значимости отдельной личности в историческом развитии отечества.

И славянофилы, и западники, и сторонники теории «официальной народности» были против резких революционных преобразований. Деятели общественной мысли А. И. Герцен и В. Г. Белинский сначала тоже придерживались западнических взглядов, однако вскоре они перестали укладываться в рамки теорий, так как их мышление было уже революционным. Они видели бесправное положение простого русского народа, его рабское существование, и, развивая свои революционно – демократические идеи, верили в его неисчерпаемые духовные силы.

Белинский предрекал России великое будущее, которое, несомненно, должно было быть связано с освобождением русского народа от крепостнического гнёта. Он видел народ главным двигателем исторического процесса, поэтому не представлял адекватного развития государства в условиях его несвободы. Белинский подчёркивал огромную значимость искусства, а в частности литературы как рупора общественной мысли.

Торжество демократии требовало и развития демократических тенденций в литературе. Начиная с 30-х годов XIX века, массовость как черта коллективного сознания ещё только начинает образовываться как новое свойство культуры. Коллективное даже тогда уже превалировало над частным, индивидуальным . Однако в 30-х годах XIX века реализм ещё недостаточно сформирован, т. к. буржуазное сознание всё ещё стоит на пути возникновения истинного коллективного чувства. Возникает диссонанс: в литературе, с одной стороны, сохраняется былая романтическая направленность произведений, а с другой – общественная мысль уже осознала необходимость отражения действительной, реальной жизни без искажений исторической правды.

В литературе 1830-х годов в России и мире с подачи Запада, однозначно, главенствует романтизм, но романтизм, приобретший уже новые формы, в отличие от романтизма начала XIX века. Существовали разные виды, ветви романтизма: революционный, исторический, метафизический и т.д. Романтизм был той базой, на которой основывалось творчество многих писателей 1830-х годов, одним из них был В. А. Жуковский, его можно отнести к романтикам – метафизикам. Он развивал в своём творчестве идею зависимости человеческой жизни от высших сил, судьбы, а также вытекавший из этой идеи культ мистицизма в литературе. В своей лирике Жуковский, быть может, впервые в литературе отразил все грани внутреннего мира человека, все переживания человеческой души.

Жуковский повлиял на творчество внушительного ряда писателей 20х-30х гг. XIX в, в том числе отголоски его романтизма хорошо прослеживаются у раннего Гоголя, который, впрочем, являлся продолжателем традиций не только Жуковского, но и некоторых немецих писателей-романтиков: у Гофмана он перенял гротескные приёмы, однако проделал колоссальную работу, дабы адаптировать их к русской действительности; у Людвига Тика – поэтику его романтических сказок-новелл, опирающуюся на традиции фольклора и тяготеющую к изображению фантастического. Романтическую тенденцию к изображению таинственного, непознанного, потустороннего мира в своём творчестве поддержали многие писатели 20х-30х годов XIX века .

Таким образом, на культуру, а, в частности, на литературу, как главный инструмент выражения общественной мысли, повлияла социально-политическая ситуация в России первой трети XIX века. Возникновение революционной общественной мысли было связано и с подобным положением на Западе, где культура также требовала демократизации, так как романтизм уже изживал себя, нужен был кардинально новый метод в литературе, который опирался бы на интересы народа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.