Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образы матери и тема материнской любви в русской литературе (Школьные сочинения)

В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ матери реализован в фигуре Пульхерии Александровны.

В письме к Раскольникову Пульхерия Александровна представляется ласковой, доброй матерью, искренне и нежно любящей своих детей: она часто прибавляет «милый» к уменьшительно-ласкательному имени Родиона, не упускает возможности похвалить Дуню («…ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером»), сокрушается от того, что уже «два месяца с лишком не беседовала» с Родионом письменно, страдая и не спя ночами. Но искренность и правдивость этих страданий, несмотря на следующие далее слова любви, ставится под сомнение: что мешало любящей матери писать письма своему сыну хоть немного чаще? Ответ – чрезмерная увлеченность своими проблемами. Это понимается в прямом смысле слов «между строк»: после трех строк горести насчет положения Родиона, в которые она включила и свое состояние следуют 11 строк объяснения, почему она не могла прислать больше денег, нагруженные ненужными подробностями: например о том, что Афанасий Вахрушин – добрый человек, который был еще приятелем отца Раскольникова.

Изобилие в ее речи слов «кажется», «наверно», «скорее всего» словно защищает ее от ответственности в случае неудачи - не зная, удастся ли ей прислать Раскольникову денег, она говорит: «Но теперь я, кажется, могу тебе еще выслать». Особое внимание привлекает то, как она говорит о Лужине: после каждого его изъяна она обязательно приводит какое-нибудь достоинство, словно оправдывающее этот изъян. Например: «Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный. Но это, может быть, только так кажется с первого взгляда». В этом проявляется ее желание намеренно скрыть правду, не только от Раскольникова, но и от себя самой.

Тема материнской любви прослеживается в пьесе Фонвизина «Недоросль». Простакова действительно любит своего сына искренне, желая для него только самого лучшего – оттого и воспитывает его по принципам, которые считает самыми благоприятными: говорит, что главное в жизни – успешно жениться, к людям высших чинов нужно относиться с почитанием, ко всем остальным – как захочется. Если понадобится, Простакова пойдет ради благополучия своего сына по головам, сметая всех на своем пути, ведь, по ее словам: «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». С Пульхерией Раскольниковой Простакову роднят только эти светлые материнские чувства, потому что вместо фанатичной простаковской любви, у Д. представлена любовь по-настоящему искренняя, крепкая. Пульхерия Александровна страдает, когда узнает, что Раскольников прекратил учебу в университете, посылает ему последние деньги, благодарит всех, кто так или иначе поспособствовал благополучию ее сына, как например, Разумихина или Зосимова, старается не замечать эксцентричности Родиона, потому что он для нее – провидение.

Тема материнской любви представлена в романе Тургенева «Отцы и дети». Арина Власьевна, так же как и Пульхерия Ал. Крепко любит своего сына. Она плачет от радости, когда впервые после долгой разлуки видит своего Енюшу, боится лишний раз потревожить его, сидит возле него во время игры в карты только ради того, чтобы быть рядом, в этот момент «глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.