Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Катерина Луч света в темном царстве по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового.

И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в момент своего появления. Критик Н. А. Добролюбов анализировал пьесы Островского в статье “Темное царство”.

Критик рассуждал о том, что купеческое самодурство состоит лишь из покорности и невежества, но выход из положения найдется, потому что в человеческих душах навеки останется желание жить достойно.

Недолго люди покорными будут. Добролюбов побуждал людей бросить луч света в безобразный мрак темного царства. Он задавал различные вопросы, тем самым ведя беседу с людьми, обращаясь ко всему народу. Отвечал на его вопросы и побуждения Островский, написав пьесу «Гроза», которая поразила критика до глубины души. Написал драматург это произведение в 1860 году. И названием, и материалом пьеса словно символизировала грядущее обновление общества и помогала людям начать совершенно иную жизнь. В пьесе «Гроза» были не только явления природы, но и настоящий смысл человеческой жизни.

В произведении рассказывается о многих людях, но главным действующим лицом там является Катерина. Образ этой женщины весьма непрост. Она очень сильно отличается от других окружающих ее людей. Вот из-за этого критик и дал ей второе имя: “луч света в темном царстве”. Конечно, у читателя тут же возник вопрос, чем Катерина так отличается от остальных?! И тут же хочется ответить, что не существует на этом свете свободных людей. Свободными не являются ни самодуры, ни их жертвы. Катерина воспитывалась в купеческой семье, но никогда не была похожа на таких, как она. Жила она в большом доме, как вольная птичка. Но после вступления в брак, птичку навеки заключила в клетку самодурства, свекровь.

В дом Катерины всегда заглядывала уйма богомолок и странниц. Это сделало женщину очень религиозной. Поэтому свою влюбленность в Бориса она рассматривает как тяжкий грех. Но Катерина наделена ярким воображением, она очень эмоциональна и мечтательна.

Она слушает различные истории и словно видит их наяву. Она видела во снах райские сады и удивительных птиц, а стоило ей войти в церковь, как она видела там ангелов. Даже речь Катерины отличается музыкальностью и напевностью, она подобна народным сказаниям и песням.

Одновременно с этим, религиозная, замкнутая жизнь, невозможность найти выход из ситуации для такой незаурядной натуры, как Катерина, способствовали пробуждению в ней нездоровой чувствительности. Поэтому, когда началась гроза, героиня, услышав проклятья барыни, начала молиться. Нервы ее сдались, когда она увидела рисунок “геенны огненной” на стене, поэтому она рассказала Тихону о любви своей к Борису.

Набожность Катерины даже в некоторой степени заглушает такие черты ее характера, как стремление к правде и независимости, решительность и смелость. Не способны к пониманию других людей самодур Дикой и постоянно упрекающая родных Кабаниха. Сравнивая с ними Катерину, или же проводя параллель между нею и бесхарактерным Тихоном, который только иногда может на несколько дней загулять, с возлюбленным героини Борисом, который не умеет ценить истинную любовь, мы видим Катерину особенно привлекательной. Она не желает никого обманывать и не может этого делать, поэтому заявляет прямо, что обманывать не умеет, и скрывать не может. Главным смыслом жизни стала для героини любовь к Борису — это и тоска по воле, и мечты о свободной, настоящей жизни. Именно во имя этой любви вступает Катерина в неравную схватку с “темным царством”. Героиня не рассматривает свой протест в качестве возмущения против всей системы, у нее даже в мыслях нет этого. Однако устройство “темного царства” таково, что малейшее проявление самостоятельности, независимости, достоинства личности оно воспринимает как смертельный грех, как борьбу с самими основами господства самодуров. Пьеса заканчивается смертью Катерины неслучайно: она очень одинока и, кроме того, сознание ее раздвоено внутренним противоречием – пониманием своего “греха”. Ее гибель — не крик отчаяния. Ее можно назвать скорее нравственной победой над “темным царством”, которое сковывает свободу, разум и волю. Согласно учению церкви, самоубийство является, непрощаемым грехом. Но Катерину это уже не страшит. Полюбив Бориса, она говорит ему, что если она ради него не побоялась греха, то и людского суда не побоится.

Ее последние слова были обращены к возлюбленному: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

За принятое Катериной решение ее можно обвинять или оправдывать, оно привело к трагедии, но в нем прослеживается цельность натуры героини, жажда свободы, решимость. Ее смерть стала потрясением даже для таких людей, как Тихон, теперь уже в глаза обвиняющий мать в гибели своей жены.

Это означает, что поступок Катерины на самом деле стал “страшным вызовом самодурной силе”. В “темном царстве” рождаться могут светлые натуры, способные осветить это “царство” своей жизнью или смертью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.