Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Стихотворений о любви Пушкина, Фета и Некрасова (Сравнительный анализ)

"Сожженное письмо" Пушкина, "Старые письма" Фета, "О письма женщины, нам милой!" Некрасова

Первым было написано стихотворение Пушкина, далее - Некрасова, затем – Фета. То есть Пушкин – первый из них написал о прошлой любви в форме обращения к письму.

Если смотреть шире, то общая тема всех трех поэтических текстов – это даже не воспоминания, а чувство горести о прошедшей любви. Но любовь эта возникает перед нами не в прямом своем значении, а передается она через письма. Как раз письмо – это и есть главный образ всех трех текстов, наряду с Той, к кому обращены.

Общее то, что у каждой из этих посланий есть свой адресат: Е. К. Воронцова, А. К.Панаева, М. Лазич.

Сходной чертой всех трех стихотворений является то, что все лирические герои пережили описываемую любовь, и перед ними предстало это забытое чувство вновь, но они желают избавиться от этих писем, которые и напомнили о любви.

Настроение тоже можно определить одинаково у всех текстов – чувство горести. Но причина этого переживания отражает сущностную разницу характеров лирических героев.

И на этом общее заканчивается.

Разница начинается уже с ритма.

Пушкин организует свой текст размером шестистопного ямба, смежной рифмовкой и чередованием женской и мужской клаузул – ямб в шести стопах! Бурление чувств он «укрощает» размером. Зачем? Чтобы примирить себя с происходящим…

Ритмический рисунок некрасовского текста обнажает стремление выразить противоречие чувств, внутреннее возмущение: этому служит динамика четырехстопного ямба со сломом рифмовки во второй строфе.

Текст Фета наиболее гармоничен, хотя тут тоже шестистопный ямб, как и у Пушкина, но перекрестная рифмовка обнажает больше согласия внутри себя. Хотя слом ритма в предпоследней строфе свидетельствует о некотором смятении чувств.

Пушкин написал свое стихотворение монолитом, где выделяются три части. Первая часть – это прощание с письмом, предисловие к основной части. Вторая часть – кульминация, в которой видны все эмоции лирического героя. «Буря эмоций» видна даже из синтаксиса (много восклицательных знаков). А потом затишье…Третья часть – это лирическое умозаключение. Выходит, стихотворение Пушкина построено на «скачках и падениях» настроения, выражения эмоций.

Некрасов же как всегда остался верен своему «жесткому» стилю: у него любовь всегда жестока и несправедлива. И здесь это проявляется через словесные образы: «унылой», «зла», «наказанье», «правды мало», «поблекшие», «могилы», «погибшей». Мрачной кажется обстановка, царящая вокруг лирического героя, хотя первые строки кажутся очень мелодичными, создается ощущение, что речь пойдет о прелести любви:

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа.

Сходной чертой с пушкинским текстом является многократное употребление восклицательных знаков, что и показывает настроение.

Фет – это поэт – романтик, любовь у него – это высокое светлое чувство. Но настроение не отличается от пушкинского и некрасовского, только заметно больше поэтичности и плавности, которая выражается в легкой динамике, передающейся из строфы в строфу. Первые строки уже выдают натуру Фета:

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной.

Но от заветных черт он переходит к предательскому звуку и к жгучей слезе.

При очевидном сходстве в системе образов - образ героя, образ письма и образ героини – они существенно отличаются друг от друга. Рассмотрим это в контексте каждого из стихотворений.

Пушкинский текст написан о любви к Е.К. Воронцовой, которая и сказала сжечь эти письма. Но Пушкин, как истинный поэт, долгое время не мог этого сделать, не поднимались у него руки: «Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..» В этих строчках видим эмоциональный подъем, поражает даже использованный Пушкиным знак конца предложения «!..». После этого видим успокоение лирического героя: «Но полно, час настал», хотя это спокойствие проявляется только внешне. Душа героя пылает и горит.

Пушкинского лирического героя представить легче, чем героев Некрасова и Фета, более реальна ситуация: лирический герой среди комнаты сжигает письма с внешним спокойствием, но в душе он мучается, терзает себя, делая это против своей воли. Даже понимание, что так будет лучше, он не может заставить себя принять свой поступок. Для героя письмо – это «Отрада бедная в судьбе … унылой», не зря называет он его не просто письмом, а любовным письмом.

Некрасов же не может никак бросить в печку письма, хоть он и зол на них. Злость и любовь – вот два чувства, которые борются внутри самого Некрасова, а, следственно, внутри лирического героя.

Но и теперь они мне милы -

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

Видим и тут антитезу: до сих пор письма милы, но сравнивает их Некрасов с поблекшими цветами могилы. Как можно сравнивать то, что ты любишь, со смертью? Некрасову это подвластно, для него любовь и ненависть существуют вместе неразрывно.

Он находится в реальной ситуации, даже в «глубоких думах» о том, как ему жить дальше. Но с письмами он всё же расставаться не собирается:

«О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!»

Портфель находится с героем всегда, письма там лежат аккуратно, даже «близко к сердцу».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.