Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Психология. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского (Психология)

Основными объектами исследования советской психологической школы Выгоцкого являлись такой базовый вид психической деятельности как память. Так, один из известнейших учеников Выготского, основатель психологического факультета при государственном университете в Москве, проводил исследование опосредованности памяти. В одном из таких экспериментов учёный набирал несколько групп испытуемых разного возраста, которым продиктовывалось определённое количество слов,которых они должны были запомнить.

В первом случае, задачей испытуемых было запомнить набор ничего не значащих, бессмысленных слов, по сути представляющих из себя лишь несложный набор букв. В этом испытании опосредование практически не наблюдается(оно невозможно в привычном его понимании, так как бессмысленное слово не образовывает смысловых связей с элементами систем понятий испытуемого и возможно лишь на уровне слуховых ассоциаций), поэтому этот тест можно было считать контролем для просмотра среднего уровня качества запоминания в группе(к примеру, вполне естественно, что взрослые испытуемые запоминают в разы больше чем испытуемые-дошкольники). Во втором и третьем испытаниях людям предлагались ряды из осмысленных слов, однако если во втором тестировании эти слова лишь произносились, то в третьем случае испытуемым предлагалось выбрать картинку, которая бы смогла напомнить им услышанное слово для того, чтобы позднее они могли его воспроизвести. Как нетрудно догадаться, третья серия экспериментов была более удачной, однако соотношение запоминаемых слов в разных группах было различным. Анализирование этого явления привело психологов к нескольким выводам.

1. У группы дошкольников количество запомненного увеличивалось не намного, и было замечено, что это связано с тем, что малыши ещё не обладают способностью к образованию связей на основе опосредовывания — их связи были на уровне «до ассоциаций», то есть образовываемые ими пары слово-картинка не имели логической связи, а потому не могли помочь во вспоминании услышанных слов.

2. У других возникали простейшие ассоциативные связи, причём зачастую испытуемые не были в состоянии объяснить принцип, по которому образовывали пару, либо не могли восстановить ассоциацию и вспомнить слово по выбранной картинке. В этих случаях связь устанавливалась, однако работала лишь в одну сторону. Это состояние было названо стадией «наивной психологии»

3. В самых эффективных группах участники выбирали рисунок на карточке с оглядкой на то, что им придётся по ней его воспроизводить. Выбор становился тщательней, и образуемая в таких случаях связь работала в обе стороны, понятия, содержащиеся в слове и на картинке, логически согласовывались друг с другом, и по картинке испытуемый мог с лёгкостью восстановить услышанное слово. Подобная операция представляет собой опосредованное запоминание.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.