Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Кризис Базарова (ЕГЭ по литературе)

И. С. Тургенев, по меткому выражению критика Н. Н. Страхова, написал «всегдашний» роман. Произведение отражает идейную борьбу двух политических сил – либералов-дворян, людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-«шестидесятников». Но произведение Тургенева имеет и вневременное значение, так как в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, любви и дружбы, жизни и смерти.

Центральной фигурой романа является Евгений Васильевич Базаров, будущий лекарь и нигилист. Автор проводит своего героя дважды по одному и тому же кругу: Марьино, владение братьев Кирсановых, - Никольское, имение аристократки Одинцовой, и небольшая усадебка родителей Базарова. В одну и ту же среду, к тем же людям, возвращается другой, изменившийся Базаров, человек, который переживает духовный кризис.

В начале романа мы видим Базарова победителем и триумфатором, нигилистом, который убеждён в правильности своих взглядов. Он не признаёт авторитетов, искусства, природы, любви как высокого духовного чувства, он убеждён, что всё старое надо разрушить, а уж потом другие на расчищенном месте пусть строят новый прекрасный мир. Мало того, он утверждает, что все люди что деревья в лесу, не стоит их изучать, у всех одна селезёнка, одни лёгкие, все одинаковые. Базаров легко побеждает в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который с первого взгляда возненавидел «проклятого лекаришку». Молодой человек осуждает Павла Петровича за то, что тот поставил всё на карту женской любви и проиграл, имея в виду роковую любовь аристократа к княгине Р. Нигилист убеждён, что с ним такого не произойдёт.

Но вот Базаров встречает на балу, как когда-то старший Кирсанов, свою роковую женщину – Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя, духовный кризис. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием осознавая в себе романтика. Но независимая, царственно-величественная и спокойная Анна Сергеевна так себя «заморозила», что не способна на ответное чувство, хотя она увлеклась Базаровым, как любопытным и интересным человеком.

Приехав в именьице родителей, Базаров испытывает только скуку, злость и раздражение, и вместе с тем в нём появляются мысли, которые прежнему нигилисту ни за что бы не пришли в голову. Лёжа в тени высокого стога, он говорит своему другу Аркадию Кирсанову, что по сравнению со вселенной, огромной и бесконечной, человек занимает лишь узенькое пространство. Вселенная – это вечность, а человеку до обидного мало отпущено времени. Базаров чувствует несправедливость мира. В нём «кровь обращается», его «мозг работает», он хочет чего-то добиться в жизни, а закончится тем, что из него «лопух расти будет». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»?

Непримиримый, бескомпромиссный, прямолинейный, словно ребёнок, Базаров начинает взрослеть, ощущать трагичность человеческого существования.

В результате духовного кризиса Базаров не проходит ни одного испытания, которые устраивает ему автор. Он не прошёл испытания любовью, потерял в Аркадии друга. Младший Кирсанов отказался от нигилистических убеждений и вернулся к семейным ценностям.

А Базаров потерял свою уверенность, его стали одолевать сомнения, его взгляды стали меняться. «Может быть, вы и правы, может быть, точно. Всякий человек – загадка», - говорит он Одинцовой.

Духовный и мировоззренческий кризис стали причиной смерти Базарова. Вследствие любовных переживаний, Базаров стал невнимательным и рассеянным, вскрывая труп мужика, он случайно поранил палец и умер от заражения крови. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно. Испытывая предсмертные муки, он нашёл в себе силы утешать и успокаивать своих родителей, которых он любил, но никогда этого не показывал.

Сама жизнь доказала слабость и несостоятельность нигилизма Евгения Базарова, она же и примирила это «страстное, грешное и бунтующее сердце» с природой и с миром. Автор с сочувствием изображает своего героя, личность сильную, деятельную, трудолюбивую, и в то же время он не приемлет нигилизма Базарова, отрицания как примитивного принципа, упрощённого взгляда на жизнь, поэтому, показывая духовный кризис своего героя, развенчивает его ложную теорию.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.