Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (О литературе)

Кому-то может показаться, что история развития русской литературы не способна дать нам ничего, кроме имен писателей, их биографии и произведений. Разумеется, такие рассуждения не имеют ничего общего с реальностью. История развития литературы – это история становления личности, взаимодействия человека и общества, осознания собственной уникальности и значимости. Основные этапы русской художественной мысли связаны с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом и реализмом.

В восемнадцатом веке, когда патриотизм, желание жить ради других были главным мерилом нравственности и каждый осознавал себя маленьким, заменимым винтиком в машине великого государства, поэты обращались к классицизму. Именно этому направлению свойственна монументальность, торжественность. Личность в то время не имела никакого значения, а потому писатели не углублялись ни в философию, ни в психологию. Не учитывали, что у каждого человека есть и светлые, и дурные стороны. «Культ разума» обеспечивал четкое разделение героев на положительных и отрицательных, характерен был тип героя-схемы, то есть носителя единственного качества (мудрости, глупости, красоты, добродушия, наглости, бессердечия).

Построение произведения отличалось не меньшей выдержанностью. От автора требовалось соблюдения трёх единств: единства места, единства действия и единства времени. Однако иногда писатели отступали от этого правила. Например, Фонвизин в «Недоросле» пренебрегает единством действия (в его произведении два конфликта: социально-политический и любовный). Однако это случалось редко. В большинстве же случаев в классицистических произведениях (одах, трагедиях) освещались проблемы не каждого человека в отдельности, а общества в целом.

С конца восемнадцатого века человек обратил взгляд в себя, разум уступил место чувствам. Наступило время сентиментализма, девизом которого стала цитата Карамзина: «И крестьянки любить умеют!» Авторы увидели, что самые искренние, чистые и светлые эмоции часто свойственны небогатым людям. Именно они умеют жить в гармонии с собой, в гармонии с миром. Эта отзывчивость, душевная глубина и стали главным критерием оценки героя.

Но очень скоро, в 20-30 е годы девятнадцатого века, идиллическая картина прекрасного мира в сознании столкнулась с холодной действительностью. Политические события ещё больше усилили противоречие между личностью и обществом. Поэты и писатели стремились переосмыслить значение человеческой индивидуальности. На смену трепетному герою приходит борец, изгнанник, отверженный обществом человек, для которого невозможно счастье. Когда-то он верил в победу добра над злом, но не смог справиться с закостенелым социумом, и сделал отрицание смыслом своей жизни.

И наконец, героя – борца заменил обычный человек со своими проблемами и радостями. В его характере не всегда присутствуют героические черты, но все его действия психологически-обоснованы, все его чувства понятны. В таком персонаже каждый читатель узнаёт себя, и это помогает и ему разобраться в собственных переживаниях, принять верное решение. Наступило время реализма. Действительность перестала нуждаться в приукрашивании, ведь жизнь ценна во всех своих проявлениях! И общество наконец признало уникальность каждого человека, значимость личности!

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.