Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Молчалин Алексей Степаныч - центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Значимость этого образа осознавалась постепенно, с течением времени. Первым заметил что-то важное в скромном облике секретаря Фамусова Н. В. Гоголь. Этот тихий и безмолвный персонаж, аккуратно пробивающийся в люди, привлек к себе внимание и М. Е. Салтыкова-Щедрина, который писал о нем в одном из своих очерков. Отношение Молчалина к прочим персонажам пьесы определяет его собственное положение в произведении. Начиная с самых первых минут действия, автор дает понять, что выбор Софьи сделан в пользу Молчалина.

Между героями любовного треугольника (Чацкий – Софья – Молчалин) складываются непростые психологические отношения. Софья не в состоянии понять натуру Молчалина. Она принимает его холодность за сдержанность чувств, осторожность – за тактичность, а лакейский расчет – за практичную трезвость ума. Чацкий влюблен в Софью, а это мешает ему реально оценить серьезность соперника. Молчалин, желающий любой ценой сохранить свою привлекательность для Софьи и ее отца, не показывает, насколько сильно его затронул приезд Чацкого. Секретарь Фамусова очень сильно боится разоблачения, которое серьезной угрозой нависло над его репутацией, в связи с присутствием Чацкого. Случайное падение Молчалина с лошади, испуг, а затем и обморок Софьи провоцируют секретаря на активные действия с целью защитить свою, уже начавшую складываться служебную карьеру. Чтобы устранить соперника, Молчалин настраивает Софью против него и ненавязчиво подсказывает ей способ мщения Чацкому. В определенный момент героиня, долго сдерживающая свое раздражение, произносит фразу, которая сразу приобретает статус общественного мнения: «Он не в своем уме...». Молчалин и Чацкий противопоставляются друг другу не только как конкуренты в любовной интриге, но и как сторонники абсолютно разных жизненных позиций. Конфликт между Чацким и Молчалиным постепенно накапливает энергию, и в третьем акте пьесы происходит встреча этих героев в открытом диалоге. Чацкий презирает Молчалина, но недооценивает его возможности, это, в свою очередь, дает Молчалину преимущество и позволяет ему быть полностью откровенным. В этой сцене он по-настоящему искренен, но Чацкий не воспринимает его, как достойного противника. В финальном эпизоде пьесы, в сенях происходит развязка действия, и Чацкий, наконец-то, осознает реальное положение вещей. По сюжету комедии любовное блаженство Молчалина также терпит крах, но это скорее похоже на исключение из обычных ситуаций светской жизни того времени. Молчалина нельзя считать второстепенным персонажем пьесы, хотя так происходило в течение долгого времени. Его можно назвать серьезным противником, ведь именно этот ничтожный человек стал причиной трагедии Чацкого и виновником горьких страданий Софьи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.