Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим. (ЕГЭ обществознание)

Своим высказыванием Э.В.Ильенков хотел сказать, что развитие человека – это переход от биологического существа к биосоциальному. Я разделяю позицию автора, так как считаю, что человеком можно назвать лишь того, кто обладает мышлением и может просчитывать свои действия, а не только следует инстинктам.

Для лучшего раскрытия темы обратимся к центральному понятию человека. Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, по своей сути, человек – существо биосоциальное, то есть он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Наше биологическое начало одарило нас множеством инстинктов, благодаря которым индивид может существовать и приспосабливаться к окружающей среде как и другие животные.

Но в отличие от остальных обитателей нашей планеты, человек способен мыслить, развиваться, общаться, ставить цели и достигать их, преобразовывать окружающую нас действительность. Эти основные отличия человека от животных и характеризуют нас как существо социальное.

Развитие человека как личности определяется обществом. Сомерсет Моэм в своём произведении «Остриё бритвы» писал: «Ни один человек не существует сам по себе. Люди – это и страна, где они родились, и ферма или городская квартира, где они учились ходить, и игры, в которые играли детьми, и сплетни, которые им довелось подслушать, и еда, которой их кормили, и Бог, в которого они верили». Действительно, люди, выросшие в разных кругах, обладают разными взглядами и целями, хотя биологическое начало у них одинаковое. Так, например, люди выросшие в одной стране могут считать абсолютно неприличным и вульгарным то, что для жителей другой страны считается нормальным. Совершенно недавно я вернулась из Болгарии. Там водители общественного транспорта во время вождения громко щёлкают семечками и выбрасывают остатки в открытую форточку. Для меня, воспитанной в России, данная привычка выглядела не просто странно, а крайне неприлично, но в Болгарии это считается нормальным, более того, люди, садясь в автобус и видя, как водитель ест семечки, чувствуют себя более комфортно, так как считают, что он делает это, чтобы не уснуть и не подвергнуть пассажиров опасности. Существует множество подобных примеров различия культур, а значит и различия человеческой сущности.

В процессе развития у человека появились социальные потребности, которые встали наравне с биологическими. Одна из таких потребностей – необходимость в общении. Человек, ограниченный в общении, утрачивает себя как личность, так как общение – незаменимая часть развития и познания. В истории известно немало случаев о так называемых детях-маугли, которые росли среди животных, и поэтому не обладали какими-либо признаками социально-адаптированной личности: не могли говорить, передвигались на четвереньках и тому подобное. Но в данных случаях мы не можем сказать, что человек испытывал необходимость в обществе, так как он был изолирован от общества изначально, а следовательно, не мог формироваться как личность. Я же хотела бы подтвердить свои мысли о том, что человек нуждается в общении совершенно другим фактом. Люди давным-давно поняли, что если человека, привыкшего к жизни в обществе отстранить на какое-либо время от посторонних людей, он будет испытывать мучении, сравнимые с ужасной жаждой или голодом, которые будут сопровождаться головными болями, потерями сознания и так далее. Именно поэтому, даже в наши дни, высшей мерой наказания считается заключение в одиночной камере, в которой нет ничего, кроме бетонных стен. Если преступник, живущий в одной камере с другими заключёнными, нарушает установленные правила, его отправляют именно в изолятор. Многие, попавшие туда, пытаются покончить с жизнью, потому что не могут снести муки, обусловленные отсутствием общения, что ещё раз доказывает то, что наши социальные потребности важны так же, как и биологические.

Но в современном обществе появилась проблема, обусловленная тем, что человек стал ставить социальные потребности выше биологических. Мы решили, что стали «выше» природы. Но можем ли мы сказать, что поступаем верно, отступая от отлаженных природой механизмов контроля жизни и численности того или иного вида? Я считаю, что человек слишком увлёкся своим вмешательством в биологические процессы. Множество вакцин, направленных на предостережение нас от заболеваний, операции по пересадке внутренних органов, искусственное оплодотворение и так далее. Всё это приводит к тому, что с каждым годом у нас рождаются всё более слабые дети. Да, человек развивается морально, как личность, но мы деградируем как биологический вид, не оставляя места естественному отбору в нашей жизни. Но нужно помнить, что когда мы «излечиваем» человека от, например, рака, и этот человек идёт и рожает детей, они рождаются с предрасположенностью к этому самому раку. То есть каждое последующее поколение рождается в разы слабее предыдущего. Какой подросток лет 50 назад мог пожаловаться на ВСД или аллергию? Тогда о таких диагнозах даже и не думали. А теперь у каждого третьего школьника «подготовительная» группа на физкультуре. Чем сильнее медицина, тем больше болезней.

Другим последствием того, что человек ставит социальные нужды выше биологических, является демографический кризис во всех развитых странах. Он обусловлен, в первую очередь, эмансипацией женщин в обществе. Современные девушки считают, что сначала они должны построить карьеру, а только потом заводить семью. Но путь к успеху занимает достаточно много времени, и женщина приходит к семейной жизни лишь годам к 30, а в этом возрасте детородные функции уже не так хорошо себя проявляют. И так, что делает женщина? Прибегает к искусственному оплодотворению, вмешательству из вне. Так, женщина не успевает родить более двух детей физически, и зачастую, дети рождаются не особо здоровыми.

Человек – существо биосоциальное, и мы должны об этом помнить в процессе нашего развития и не позволять нашему социальному началу доминировать. Современный человек обязан осознать, что он такая же часть природы, как и часть общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.