Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Космос, нервная система и шмат сала» В. М. Шукшин 6 класс (Читательский дневник)

1. Василий Макарович Шукшин

2. «Космос, нервная система и шмат сала»

3. Для 6 класса

4. Рассказ

5. Произведение написано в 1966 году. Пять лет назад был осуществлен первый полет человека в космос, советские граждане гордятся тем, что это было сделано их соотечественниками. Исследования Вселенной продолжаются, создаются новые космические аппараты. Происходит первый пуск с космодрома Плесецк, ракета-носитель «Восток-2» выводит на орбиту Земли искусственный спутник «Космос-112». Завершается «хрущёвская оттепель».

6. У власти в СССР с 1964 года находится Л. И. Брежнев, начинается так называемая «эпоха застоя».

Действие произведения происходит в сельской местности, точное местоположение автор не указал.

7. В рассказе два главных героя. Старик Наум Евстигнеич — обычный деревенский житель, но «скряга отменный», потому что живет хорошо, погреб у него полон разносолов, пенсия неплохая, сыновья и дочь помогают, однако же бедности своего квартиранта Юрки он не замечает, берет с него 5 рублей в месяц и столуется отдельно, а когда Юрке нечего есть, отсыпает ему пшена. На своих детей он обижен из-за того, что они уехали в город, подолгу сидит и думает: «Черти драные. Тут ли счас не жить». Юрка — восьмиклассник, живет в соседней деревне, а к Евстигнеичу переехал, потому что там нет десятилетки, которую он хочет окончить, чтобы поступить в медицинский институт. Отца у Юрки нет, он погиб на лесосплаве, а мать бьется изо всех сил, чтобы поднять троих младших братьев мальчика, а ему самому помочь окончить десятилетку.

Хочется брать пример с Юрки, потому что он, несмотря на трудности, идет к цели и уже в столь юном возрасте интересуется наукой и рассказывает о ней Евстигнеичу, борясь с его дремучестью и предрассудками. Также на мальчика хочется быть похожим, так как он хочет учиться не ради денег (он сам знает, что хирургам платят мало), а ради того, чтобы помогать односельчанам.

8. Раз в месяц Евстигнеич напивается, хворает и «матерится в бога». Ему хочется поговорить с Юркой, от этого становится малость легче, но мальчику надо учить уроки, на жалобы старика он отвечает, что не надо было напиваться, и начинает рассказывать про отравление организма сивушным маслом.

По утрам Евстигнеич подолгу беседует с Юркой, ему надо наговориться на весь день, ведь потом он останется один. Старик считает, что молодежь сбили с толку ученьем, он говорит Юрке, что ему, чтобы помочь матери, стоило бы учиться не на врача, которому платят меньше всех в деревне, а на шофёра, который хорошо получает и ещё может подворовывать. Юрку раздражает брюзжание старика, но он гордится тем, что отстаивает Новое — «аэропланы, учение, город, книги, кино...»

В Бога Евстигнеич, как ни странно, не верит, говорит, что вместо этого надо работать, но работать значит работать только на своем участке, в жизни колхоза он не участвует. За это Юрка однажды в сердцах сказал, что у него кулацкий уклон. Наум Евстигнеевич долго молчал, а потом велел не вякать: придут и лишние сотки от огорода отрежут.

Старик спрашивает у мальчика, что тот учит. Юрка учит астрономию и начинает рассказывать Евстигнеичу про космос, но старику непонятно, зачем летать в тот космос. Юрка загорается и начинает объяснять, как инопланетные технологии могут улучшить жизнь людей: люди будут жить до 120-ти лет и летать друг к другу в гости на личных вертолётах. А Евстигнеич отвечает, что жить до 120-ти лет скучно, да и врачи вылечить человека не могут, лучше бы придумали лекарство от похмелья. В конце концов, Юрка рассказывает ему про академика Павлова, который, когда умирал, рассказывал свои студентам о том, что он чувствует, потому что это нужно было для науки. На старика этот рассказ производит большое впечатление. Через некоторое время он приносит Юрке большой шмат сала. Пока мальчик его уписывает, он рассказывает ему о том, как правильно кормить свиней. Потом Наум Евстигнеевич спрашивает, была ли у академика Павлова родня: «Никого если бы не было родных-то, не много надиктуешь. Одному-то плохо». Юрка решает не напоминать о студентах, соглашается — конечно, одному плохо.

9. Рассказ заставляет задуматься о связи поколений, о проблеме человеческого одиночества. Несмотря на то, что главные герои различаются и по возрасту, и по взглядам, и по материальному положению, их объединяет то, что оба они оторваны от семьи, оба по-своему несчастны. Но финал произведения вселяет веру в то, что представители двух поколений могут найти общий язык, помочь друг другу преодолеть одиночество, поделиться друг с другом знаниями и жизненным опытом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском