Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1 Почему повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)

Композиция романа определена авторским замыслом и способствует наиболее полному раскрытию характера и внутреннего мира главного героя, Григория Александровича Печорина, в его развитии и постепенном становлении. Особенность композиции состоит в том, что в произведении нарушена хронологическая последовательность событий, а пять самостоятельных повестей располагаются в особом избранном писателем порядке. Сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина (“Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”), и только затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя (“Тамань”, “Княжна Мери”).

Подчеркнутая "разорванность" повествования и смена рассказчиков позволяют постепенно описать многогранную личность главного героя, переходя от внешних поведенческих черт ко внутренним исканиям и мировоззрению Печорина.

Последней повестью становится "Фаталист", и он же подводит своеобразный философский итог жизни Печорина. На протяжении всего романа герой пытается ответить на вопрос о сущности бытия, о смысле и цели собственной жизни, и ответ наконец находится в последней части. Поручик Вулич утверждает, что все сущее предопределено и подчинено закону судьбы, и это подтверждается его смертью, но не по собственному желанию, а от руки пьяного казака. Размышляя над этим событием, Печорин приходит к выводу, что предопределение существует, но человек самостоятельно определяет, следовать высшей воле или нет. Рок отрицать невозможно, но человек способен вмешаться в ход предопределенности. Казак, убивший Вулича, пытается бороться со своей судьбой и изменить предначертанное ему, но расчетливый и хладнокровный Печорин прерывает его путь, сам решает бросить вызов фатуму и обезоружить безумца. Таким образом, повесть "Фаталист" становится своеобразной разгадкой мировоззрения Григория Печорина, который самостоятельно выбирает свою участь среди множества высших предопределенностей. Фатализм признается как факт, не исключающий активного вмешательства, свободы действий, человеческого вторжения в заданный ход событий.

Кроме того, все события в жизни Григория Печорина и качества его личности так или иначе возникают под влиянием окружающего его общества, ставящего героя в определенные социальные и нравственные рамки. Представления и ценности общества, в котором сформировалась личность Печорина, определяют всю его жизнь, и в этом власть социума может быть сравнима с властью фатума. Но в этом и заключается сущность печоринского мировоззрения: для героя характерна попытка самореализоваться через отрицание и непокоренность определенному. Печорин верит в высшую силу судьбы и общества, но выбирает противостояние ей.

Также важно отметить, что поручик Вулич является двойником Печорина: он замкнут, одинок, разочарован в существовании, единственный интерес в его жизни представляет страсть к игре в самом широком смысле - страсть к азартным играм, игре со смертью и с чувствами. Вулич играет с упорством, каждый раз надеясь выиграть, что обличает в нем нечто близкое, родственное Печорину, играющему со своей собственной жизнью. Вулич поступает подобно Печорину, который подвергает себя опасности, похищая Бэлу, выслеживая контрабандистов, соглашаясь на дуэль с Грушницким, обезвреживая казака. Из предисловия к журналу Печорина, которое помещено в середине романа, становится известно, что Григорий Печорин умирает по дороге в Персию - подобное композиционное построение нарушает "законы жанра". Но М. Ю. Лермонтов не уходит далеко от классических представлений о финале романа, и если заканчивает не смертью главного героя, то его двойника.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.