Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Вы здесь: Критика24.руФет А. А.

Анализ стихотворения «Осень» (Фет А. А.)

У каждого поэта своя осень. Фет любил воспевать весну, пробуждение природы и души человеческой, радость. В сборнике стихотворений А. Фета немного найдётся стихов об осени. Какая она, фетовская осень?

Перед нами три строфы, три образа осени, три настроения.

Начало стихотворения узнаваемо. Поэт чувства, Фет любил начинать свои лирические произведения с восклицательных частиц «как», «какой». Первая строфа насыщена эмоционально-оценочными эпитетами: «грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной».

«Сумрачные» дни – не только лишённые яркого солнечного света, но и хмурые, безрадостные, мрачные.

В «беззвучной» и «холодной» осени не только тишина и безмолвие опустевших лесов, не только холод осеннего ветра, но и грусть, уныние. Природа и человек в лирике Фета слиты воедино, живут одной жизнью, одним чувством, одним настроением, и поэтому осенние дни «истомой безотрадной» «в душу просятся».

Вторая строфа – второй образ осени, противоположный первому. Яркая и необычная метафора «в крови золотолиственных уборов» не только передаёт красный цвет осенних листьев, но и вызывает в ассоциативной памяти метафору «огонь горит в крови», передавая состояние страстно любящей души. С помощью эпитетов «горящих» (взоров), «знойных» (прихотей любви) поэт изображает любовь-страсть, которую он увидел в пышном убранстве осени, в буйном пиршестве ярких осенних красок.

Но осень лишь «ищет» «горящих взоров» и «знойных прихотей любви» и не находит их. Об этом – третья строфа, за строками которой видишь и пушкинскую осень – «чахоточную деву», осуждённую на смерть и относящуюся к своей участи «без ропота, без гнева», пушкинскую осень – «унылую пору», «очей очарованье» и её «прощальной красой», с её «пышным природы увяданьем». Много сходного в фетовской осени с тютчевской «умильной, таинственной прелестью осенних вечеров».

Многие строки, фразы, отдельные слова перекликаются: фетовская «истома безотрадная» и тютчевские багряные листья, падающие с томным шелестом; «грустные» осенние дни у Фета – «грустно-сиротеющая земля» у Тютчева; «хладная осень» Фета и «холодный ветер» Тютчева; «кровь золотолиственных уборов» Фета – «зловещий блеск и песторта дерев» Тютчева, и с этими образами соотносятся «в багрец и золото одетые леса» Пушкина.

«Божественную стыдливость страдания» почувствовал Тютчев в кроткой улыбке увядания осенней природы с её «ущербом и изнеможением». В фетовской осени «молчит стыдливая печаль». У Пушкина и Тютчева изображается осень и передаётся отношение к этому времени лирического героя.

Лирический герой Фета и осенняя природа находятся в одном и том же состоянии, переживают одно и то же настроение грусти.

Интересно сравнить размеры стихов и посмотреть, какую тональность они создают.

Пушкинский шестистопный ямб звучит живо, выразительно, эмоционально, но в то же время просто, как разговорная речь:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная красота.

Тютчевский шестистопный ямб звучит мерно. Задумчиво. Перед нами философское размышление о сущности «осенних вечеров»:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть…

Четырёхстопный ямб Фета звучит эмоционально, лирически взволнованно.

Главное для поэта – через восприятие природы передать внутреннее состояние лирического героя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.