Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Детская литература. Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня» (Воспитание и уход за детьми)

Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня»

Книга Андрея Алексеевича Усачёва «Умная собачка Соня» состоит из двадцати весёлых и увлекательных рассказов о королевской дворняжке Соне, которая очень хочет быть умной. Не желая скучать, она всегда попадает в интересные истории, а задумываясь, почему так происходит, учится хорошим манерам и лучше узнаёт окружающий мир.

Из первого рассказа маленькие читатели узнают, почему Соню называют королевской дворняжкой. Это не порода собаки, как ошибочно решили окружающие: люди, собаки и сама Соня.

Просто хозяина Сони звали Иван Иванович Королёв, поэтому маленькую дворняжку и прозвали королевской.

Забавна встреча собачки Сони с незнакомой таксой на лестнице. Пока Соня проходила мимо длинного туловища таксы, она получила от неё три урока вежливости: нужно при встрече здороваться и вилять хвостиком, говорить спасибо в ответ на оказанную услугу, а при расставании говорить: «До свидания!»

Однажды, сидя возле детской площадки, Соня размышляла, что лучше – быть большой или маленькой? Ответ она получила, исходя из жизненной ситуации, в которую попала. Убегая от злющего бульдога Макса, собачка Соня юркнула в дыру в заборе и поняла, что если бы она была большой, то не смогла бы спастись от разъярённого пса, значит, для неё лучше быть маленькой, а большие собаки пусть сами решают этот вопрос.

Изучая различные предметы, размышляя над многими вопросами, Соня приобретает жизненный опыт «методом проб и ошибок». Однажды Соня захотела научиться разговаривать, как в телевизоре, и сунула хвост в розетку, получив сильную боль. Хозяин объяснил Соне, что это электрический ток и с ним нужно быть осторожнее. Соня принесла к розетке косточку и шоколадную конфетку и догадалась, что «странный» электрический ток не ест косточек и конфет. Так Соня поняла, что от электрического тока надо держаться подальше.

Много других забавных историй происходит с Соней, и в каждой истории вместе с умной собачкой маленькие читатели тоже получают жизненный урок. Например, эксперимент с биноклем на подоконнике закончился для Сони падением из окна в клумбу, и она поняла, что бинокль – опасная вещь, а маленький читатель должен сделать вывод о том, как опасно сидеть на подоконнике с открытым окном. Или взрослые помогут сделать такой вывод. Так, в занимательной форме, дети получают урок по технике безопасности. Сюда же можно отнести и историю с розеткой и электрическим током.

Весёлые рассказы А. А. Усачёва про умную собачку Соню можно рассматривать в контексте русских народных сказок о животных, а также в контексте литературных сказок К. И. Чуковского, Э. Успенского. Во всех этих произведениях животные наделены человеческими качествами, свойствами, чертами характера. Но в народных сказках животные обладают постоянными свойствами: Лиса хитра, волк злобен и глуп, заяц труслив, медведь неуклюж. В литературных сказках К. Чуковского и Э. Успенского характеры более богаты и разнообразны, лишены однозначности. Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Трое из Простоквашино» наделён рассудительностью, хозяйственностью, пёс Шарик скучает без охоты, равнодушен к хозяйственным увлечениям Матроскина и очень рад фоторужью. Умная собачка Соня А. Усачёва отличается тем, что по своему образному мышлению и поступкам она максимально приближена к ребёнку, поэтому Соня необыкновенно интересна детям, так как в ней они узнают себя. Общее во всех произведениях – ненавязчивые нравоучительные уроки, выводы, которые извлекают читатели из них, следуя пушкинскому завету: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».

Рассмотрим подробнее идейно-художественное своеобразие рассказов

А. А. Усачёва про умную собачку Соню. Тема книги – забавные приключения собачки Сони, которая постигает окружающий мир, запоминая правила поведения. Основная мысль книги – нужно изучать окружающий мир, из каждого жизненного события и явления извлекать уроки, приобретать жизненный опыт. Например, из рассказа «Косточка», в котором Соня сидела на балконе, ела вишни, а косточки сплёвывала вниз, дети делают вывод, что нельзя ничего бросать с балкона, так как можно причинить неудобства и вред прохожим.

Рассказы можно отнести не только к тематической группе произведений о животных, но и к бытовой, повседневной жизни ребёнка, ведь здесь происходит антропоморфизация собачки Сони и она показана, как маленький ребёнок, который постепенно осваивает окружающий мир. Несомненно, эти рассказы близки к жизни ребёнка в её повседневном, духовном и интеллектуальном аспектах.

В своей книге автор преследует цель не только рассмешить, развеселить маленьких читателей, удивить их, но и в увлекательной форме показать, как нужно и как не нужно вести себя в обществе.

Автор достигает своей цели с помощью комичного, рисуя цепь забавных событий, из которых дети извлекают жизненные уроки.

Тема книги раскрывается разнообразными художественными средствами. Во-первых, это портрет Сони, созданный с помощью эпитетов: «чёрные, блестящие» (глаза); сравнений: «длинные, как у принцессы, ресницы»; «аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером», - который сразу же вызывает доброе отношение к умной собачке.

Во-вторых, это богатые синтаксические средства: многочисленные анафорические повторы, синтаксический параллелизм, инверсии. Приведём пример:

«А остальные подумали, что это такая порода.

И собачка Соня тоже так подумала.

И другие собаки тоже так подумали.

И даже Иван Иванович тоже так подумал. Хотя знал свою фамилию лучше остальных».

В последнем предложении используется парцелляция.

Синтаксически текст максимально приближен к восприятию ребёнка, к его образному мышлению. Кроме того, во всех рассказах присутствует ирония, добрая, скрытая насмешка. Например, в рассказе «Кто сделал лужу?» Соня отучилась гадить в коридоре и научилась терпеть, когда увидела на улице огромные лужи и с уважением подумала, что это слон «терпел» так много. Так положительный пример «слона» перевоспитал Соню и научил её быть чистоплотной и аккуратной.

В раскрытии темы важное место занимают диалог и внутренний монолог.

Вот как автор использует диалог в рассказе «Мухи». Соня с мухобойкой гонялась за мухами и уронила на пол стакан, сахарницу, портрет дедушки Ивана Ивановича. Хозяин пришёл с работы домой.

- Это что такое? – удивился он, увидев разбитый стакан.

- Муха, сказала собачка Соня.

- А это? – показал он на сахарницу.

- Тоже муха, - сказала Соня.

- И это тоже мухи? – спросил Иван Иванович, поднимая упавшего дедушку.

- И я немножко, созналась собачка Соня из-под дивана.

Здесь же используется внутренний монолог, когда хозяин заставляет Соню убрать за собой: «Несправедливо всё-таки получается, - думала Соня, подметая пол. – Мух вон сколько… а убирать всё мне одной!»

Автор использует бытовую, повседневную лексику, которая присутствует в детском словарном запасе, поэтому произведение доступно для детского восприятия и понимания.

События в книге А. Усачёва передаются от третьего лица, но часто используется приём несобственно-прямой речи, когда автор ведёт повествование как бы от лица собачки Сони, передавая от третьего лица её мысли и впечатления.

В книге нет слащавости, сентиментализма, игрушечности и декоративности, нравоучительных сентенций, неприемлемых в детском произведении. Автор совершенно проникается мироощущением ребёнка, говорит на понятном ему языке.

Книга рассчитана на детей дошкольного возраста, набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию читателя. В нём содержание доступно для понимания, интересно и увлекательно для ребёнка, а форма небольших по объёму рассказов не даёт ребёнку соскучиться.

Произведение способствует нравственному, духовному становлению личности, так как, читая эти короткие забавные рассказы про собачку Соню, ребёнок в увлекательной форме получает нравственные уроки, учится хорошим манерам, правильному поведению.

Автор соблюдает базовые требования к детскому произведению, сформулированные К. И. Чуковским. Во-первых, автор мыслит образно, опираясь на детский способ мышления, он старается мыслить рисунками, и ему это удаётся. Короткие рассказы написаны так, что ребёнок может увидеть происходящее и к ним можно создать яркие иллюстрации и рисунки.

Во-вторых, рассказам свойственна кинематографичность, образы и события сменяют друг друга быстро, словно кадры в кино. В-третьих, рассказы вызывают самые разнообразные эмоции ребёнка: радость, удивление, веселье, добродушный смех, всё это не даёт ему успеть соскучиться.

Книга соответствует требованиям, предъявляемым к литературе для детей дошкольного возраста. Небольшие по объёму рассказы читаются в один присест, интересны ребёнку. Книга, напечатанная в 2018 году в московском издательстве «Махаон», богата иллюстрирована художником Евгением Соколовым. Художнику удалось создать образ забавной собачки, в каждом коротком рассказе две иллюстрации, где умная собачка Соня изображена в различных забавных ситуациях. Рисунки помогают ребёнку живо представить всё то, о чём ему прочитали.

Актуальность книги А. Усачёва заключается в том, что она воспитывает в ребёнке добрые чувства. В ней соблюдается принцип аксиологичности, так как она ориентирована на формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, позитивных моральных и нравственных ценностей. В ней ненавязчиво присутствует дидактика, она учит быть вежливым, внимательным, ответственным, добрым.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.