|
Вы здесь: Критика24.ру › Воспитание и уход за детьми
Детская литература. Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня» (Воспитание и уход за детьми)Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня» Книга Андрея Алексеевича Усачёва «Умная собачка Соня» состоит из двадцати весёлых и увлекательных рассказов о королевской дворняжке Соне, которая очень хочет быть умной. Не желая скучать, она всегда попадает в интересные истории, а задумываясь, почему так происходит, учится хорошим манерам и лучше узнаёт окружающий мир. Из первого рассказа маленькие читатели узнают, почему Соню называют королевской дворняжкой. Это не порода собаки, как ошибочно решили окружающие: люди, собаки и сама Соня. Просто хозяина Сони звали Иван Иванович Королёв, поэтому маленькую дворняжку и прозвали королевской. Забавна встреча собачки Сони с незнакомой таксой на лестнице. Пока Соня проходила мимо длинного туловища таксы, она получила от неё три урока вежливости: нужно при встрече здороваться и вилять хвостиком, говорить спасибо в ответ на оказанную услугу, а при расставании говорить: «До свидания!» Однажды, сидя возле детской площадки, Соня размышляла, что лучше – быть большой или маленькой? Ответ она получила, исходя из жизненной ситуации, в которую попала. Убегая от злющего бульдога Макса, собачка Соня юркнула в дыру в заборе и поняла, что если бы она была большой, то не смогла бы спастись от разъярённого пса, значит, для неё лучше быть маленькой, а большие собаки пусть сами решают этот вопрос. Изучая различные предметы, размышляя над многими вопросами, Соня приобретает жизненный опыт «методом проб и ошибок». Однажды Соня захотела научиться разговаривать, как в телевизоре, и сунула хвост в розетку, получив сильную боль. Хозяин объяснил Соне, что это электрический ток и с ним нужно быть осторожнее. Соня принесла к розетке косточку и шоколадную конфетку и догадалась, что «странный» электрический ток не ест косточек и конфет. Так Соня поняла, что от электрического тока надо держаться подальше. Много других забавных историй происходит с Соней, и в каждой истории вместе с умной собачкой маленькие читатели тоже получают жизненный урок. Например, эксперимент с биноклем на подоконнике закончился для Сони падением из окна в клумбу, и она поняла, что бинокль – опасная вещь, а маленький читатель должен сделать вывод о том, как опасно сидеть на подоконнике с открытым окном. Или взрослые помогут сделать такой вывод. Так, в занимательной форме, дети получают урок по технике безопасности. Сюда же можно отнести и историю с розеткой и электрическим током. Весёлые рассказы А. А. Усачёва про умную собачку Соню можно рассматривать в контексте русских народных сказок о животных, а также в контексте литературных сказок К. И. Чуковского, Э. Успенского. Во всех этих произведениях животные наделены человеческими качествами, свойствами, чертами характера. Но в народных сказках животные обладают постоянными свойствами: Лиса хитра, волк злобен и глуп, заяц труслив, медведь неуклюж. В литературных сказках К. Чуковского и Э. Успенского характеры более богаты и разнообразны, лишены однозначности. Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Трое из Простоквашино» наделён рассудительностью, хозяйственностью, пёс Шарик скучает без охоты, равнодушен к хозяйственным увлечениям Матроскина и очень рад фоторужью. Умная собачка Соня А. Усачёва отличается тем, что по своему образному мышлению и поступкам она максимально приближена к ребёнку, поэтому Соня необыкновенно интересна детям, так как в ней они узнают себя. Общее во всех произведениях – ненавязчивые нравоучительные уроки, выводы, которые извлекают читатели из них, следуя пушкинскому завету: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». Рассмотрим подробнее идейно-художественное своеобразие рассказов А. А. Усачёва про умную собачку Соню. Тема книги – забавные приключения собачки Сони, которая постигает окружающий мир, запоминая правила поведения. Основная мысль книги – нужно изучать окружающий мир, из каждого жизненного события и явления извлекать уроки, приобретать жизненный опыт. Например, из рассказа «Косточка», в котором Соня сидела на балконе, ела вишни, а косточки сплёвывала вниз, дети делают вывод, что нельзя ничего бросать с балкона, так как можно причинить неудобства и вред прохожим. Рассказы можно отнести не только к тематической группе произведений о животных, но и к бытовой, повседневной жизни ребёнка, ведь здесь происходит антропоморфизация собачки Сони и она показана, как маленький ребёнок, который постепенно осваивает окружающий мир. Несомненно, эти рассказы близки к жизни ребёнка в её повседневном, духовном и интеллектуальном аспектах. В своей книге автор преследует цель не только рассмешить, развеселить маленьких читателей, удивить их, но и в увлекательной форме показать, как нужно и как не нужно вести себя в обществе. Автор достигает своей цели с помощью комичного, рисуя цепь забавных событий, из которых дети извлекают жизненные уроки. Тема книги раскрывается разнообразными художественными средствами. Во-первых, это портрет Сони, созданный с помощью эпитетов: «чёрные, блестящие» (глаза); сравнений: «длинные, как у принцессы, ресницы»; «аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером», - который сразу же вызывает доброе отношение к умной собачке. Во-вторых, это богатые синтаксические средства: многочисленные анафорические повторы, синтаксический параллелизм, инверсии. Приведём пример: «А остальные подумали, что это такая порода. И собачка Соня тоже так подумала. И другие собаки тоже так подумали. И даже Иван Иванович тоже так подумал. Хотя знал свою фамилию лучше остальных». В последнем предложении используется парцелляция. Синтаксически текст максимально приближен к восприятию ребёнка, к его образному мышлению. Кроме того, во всех рассказах присутствует ирония, добрая, скрытая насмешка. Например, в рассказе «Кто сделал лужу?» Соня отучилась гадить в коридоре и научилась терпеть, когда увидела на улице огромные лужи и с уважением подумала, что это слон «терпел» так много. Так положительный пример «слона» перевоспитал Соню и научил её быть чистоплотной и аккуратной. В раскрытии темы важное место занимают диалог и внутренний монолог. Вот как автор использует диалог в рассказе «Мухи». Соня с мухобойкой гонялась за мухами и уронила на пол стакан, сахарницу, портрет дедушки Ивана Ивановича. Хозяин пришёл с работы домой. - Это что такое? – удивился он, увидев разбитый стакан. - Муха, сказала собачка Соня. - А это? – показал он на сахарницу. - Тоже муха, - сказала Соня. - И это тоже мухи? – спросил Иван Иванович, поднимая упавшего дедушку. - И я немножко, созналась собачка Соня из-под дивана. Здесь же используется внутренний монолог, когда хозяин заставляет Соню убрать за собой: «Несправедливо всё-таки получается, - думала Соня, подметая пол. – Мух вон сколько… а убирать всё мне одной!» Автор использует бытовую, повседневную лексику, которая присутствует в детском словарном запасе, поэтому произведение доступно для детского восприятия и понимания. События в книге А. Усачёва передаются от третьего лица, но часто используется приём несобственно-прямой речи, когда автор ведёт повествование как бы от лица собачки Сони, передавая от третьего лица её мысли и впечатления. В книге нет слащавости, сентиментализма, игрушечности и декоративности, нравоучительных сентенций, неприемлемых в детском произведении. Автор совершенно проникается мироощущением ребёнка, говорит на понятном ему языке. Книга рассчитана на детей дошкольного возраста, набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию читателя. В нём содержание доступно для понимания, интересно и увлекательно для ребёнка, а форма небольших по объёму рассказов не даёт ребёнку соскучиться. Произведение способствует нравственному, духовному становлению личности, так как, читая эти короткие забавные рассказы про собачку Соню, ребёнок в увлекательной форме получает нравственные уроки, учится хорошим манерам, правильному поведению. Автор соблюдает базовые требования к детскому произведению, сформулированные К. И. Чуковским. Во-первых, автор мыслит образно, опираясь на детский способ мышления, он старается мыслить рисунками, и ему это удаётся. Короткие рассказы написаны так, что ребёнок может увидеть происходящее и к ним можно создать яркие иллюстрации и рисунки. Во-вторых, рассказам свойственна кинематографичность, образы и события сменяют друг друга быстро, словно кадры в кино. В-третьих, рассказы вызывают самые разнообразные эмоции ребёнка: радость, удивление, веселье, добродушный смех, всё это не даёт ему успеть соскучиться. Книга соответствует требованиям, предъявляемым к литературе для детей дошкольного возраста. Небольшие по объёму рассказы читаются в один присест, интересны ребёнку. Книга, напечатанная в 2018 году в московском издательстве «Махаон», богата иллюстрирована художником Евгением Соколовым. Художнику удалось создать образ забавной собачки, в каждом коротком рассказе две иллюстрации, где умная собачка Соня изображена в различных забавных ситуациях. Рисунки помогают ребёнку живо представить всё то, о чём ему прочитали. Актуальность книги А. Усачёва заключается в том, что она воспитывает в ребёнке добрые чувства. В ней соблюдается принцип аксиологичности, так как она ориентирована на формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, позитивных моральных и нравственных ценностей. В ней ненавязчиво присутствует дидактика, она учит быть вежливым, внимательным, ответственным, добрым. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. |
|