Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!


Древнерусская литература «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»: История, Сюжет, Автор, Образы, Композиция повествования … (Сравнительный анализ)

Древнерусская литература «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»: История, Сюжет, Автор, Образы, Композиция повествования …

Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Слово полку Игореве». По выражению Белинского Виссариона Григорьевича, это произведение является прекрасным и благоухающим цветком славянской поэзии, который достоин внимания, уважения и памяти. «Слово о полку Игореве» было написано в конце двенадцатого века, но стало известно читателю только спустя шестьсот лет, в самом конце восемнадцатого века! А история открытия произведения была такой …

Как было открыто «Слово о полку Игореве»?

В начале девяностых годов, восемнадцатого века, известный на то время, любитель и собиратель древних рукописей граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, приобрёл в Ярославле рукописный сборник древнерусских произведений. Кроме одного, остальные были известны и ранее. Неизвестное до того времени произведение и было повестью «Слово о полку Игореве». Весть о замечательной находке быстро распространилась и в России, и за её пределами. Произведение было переписано, и список был отправлен Екатерине Второй в Петербург.

Печатное издание повести вышло в тысяча восемь сотом году.


Из-за трудности чтения текста, который относится, по-видимому, к четырнадцатому веку, когда в Новгородской или Псковской области был переписан этот сборник, в печатное издание вкралось много ошибок, а некоторые места, так и остались «тёмными» и непонятными. Исправить же их, в более позднее время, стало ещё труднее, так как во время пожара Москвы, что произошёл в тысяча восемьсот двенадцатом году, имение Мусина-Пушкина сильно пострадало – сгорело, практически дотла. Сгорела и богатейшая библиотека графа, в том числе, сгорел и сборник, найденный в Ярославле. Сохранилось лишь первое печатное издание «Слова о полку Игореве», и тот переписанный, рукописный экземпляр, который когда-то посылался императрице, Екатерине Второй.

Историческая эпоха, отражённая в повести «Слово о полку Игореве».

Начиная с одиннадцатого и до конца двенадцатого века, когда была написана повесть, Русь страдала от двух основных бедствий. Первой была – княжеские междоусобицы, а второй – набеги половцев. Поэтому, лучшие люди Руси, болевшие за свою страну, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил, например, Владимир Мономах князьям, - мы не прекратим междоусобий … то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Наиболее действенным средством борьбы с половецкой степью, были походы русских князей, против кочевников. В тысяча сто восемьдесят третьем киевский князь Святослав Всеволодович, став во главе нескольких русских князей, провёл удачный поход против половцев . Он разбил их войско и взял в плен хана Кобяка. Для закрепления этого успеха, Святослав повторил поход на следующий год. Готовясь к походу, он призывал князей стать под его знамёна, чтобы выступить объединёнными силами.

Первых князем, который обещал помочь Святославу в борьбе с кочевниками, был князь Новгород-Северский – Игорь. Он славился не только своей силой и храбростью, но и успешными боями с половцами. Но, Игорь не смог принять участия в походе. В тысяча сто восемьдесят пятом году, Игорь со своими родственниками, неожиданно для самого Святослава, выступил в бою с половцами, и был жестоко разбит, да и ещё и в плен попал. Настолько ужасного поражения, русские ещё не знали …А половецкие ханы, воодушевлённые такой борьбой, вступили на земли русские. Кончак и Гза, подвергли земли сильному опустошению …

Таким образом, неудача похода Игоря была вдвойне тяжела для Руси, во-первых, потому, что войско самого Игоря было совершенно разгромлено, во-вторых, потому, что победа над русскими воодушевила половцев, притихших было после похода Святослава, и вызвала их набег на Русь.

Неудачный поход Игоря привлёк внимание писателей того времени и послужил темой для трёх произведений: двух повестей, помещённых в летописях, и «Слова о полку Игореве».

Идейное содержание «Слова о полку Игореве».

Автор поэмы ставил своей задачей призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить общественное мнение против междоусобиц князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.

Эта подлинно патриотическая идея, имела в то время первостепенно значение, она сохранила всю свою ценность и для последующего времени – в период битвы с татаро-монголами. Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всю поэму. Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и пейзажах, изображённых в повести, она же и определяет всё построение произведения и его язык повествования.

Но этой основной мыслью не исчерпывается содержание «Слова о полку Игореве». Оно куда шире! В произведении даны картины мирного труда: то ремесла, то жатвы … Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор произведения подчёркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда.

Образы «Слова о полку Игореве».

Основная идея поэмы раскрывается в образах его главных героев.

Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь уже с самого начала выступает перед читателями, как защитник земли русской, который «навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными … Хочу поломать копьё о конец поля половецкого, с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона». Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора поэмы.

Но своим обособленным выступлением Игорь привёл своё войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрёг общегосударственными интересами, и это дорого обошлось русскому народу. За это осуждает Игоря автор поэмы устами киевского князя Святослава.

Отношение к Игорю автора «Слова о полку Игореве» обуславливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор поэмы осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича».

В конце поэмы, автор с радостью, сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.

Близок по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь – всё это, отличает Всеволода, даже в большей степени, чем Игоря.

Автор произведения только одного Всеволода называет «буй-тур». Тур в те времена служил символом стойкости, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя. Поведение Всеволода в бою описывается в поэме в былинных тонах: Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы». Всеволод прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска». В упоении боем он забывает обо всём: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене. Всеволод – настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий в нею одной жизнью, одним стремлением. «А мои куряне, - говорит он Игорю, - опытные войны: под трубами пеленары, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы».

С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: «И сказал ему «Игорю» буй-тур Всеволод: «Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты, Игорь! Оба мы с тобой Святославичи». Такой же любовью отвечает ему и Игорь. В пылу сражения «Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода».

Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан, как умудрённый государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав «разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую». Он взял их хана Кобяка в плен, и «пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой». Поэтому он так удручён необдуманным и самовольным вступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлёк новое вторжение на землю Русскую. Как старый сокол, который «не даст своего гнезда в обиду», Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, «но вот зло – от князей мне нет помощи», - с грустью отвечает он.

Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора «Слова о полку Игореве2. Он считает, что центром объединённой Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.

Светлый образ русской женщины дан в поэме в лице Ярославны, супруги Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим приёмом автор подчёркивает близость Ярославны к народу, делает её представительницей русских женщин, тех жён, мужья которых погибли на войне или попали в плен. Её устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её тоска и скорбь подчёркиваются сравнением с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).

Но Ярославна – не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских – большое несчастье.

По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны, образ Бояна. Боян – неведомый нам песнотворец и певец – жил, по-видимому, в последние две трети одиннадцатого века и в начале двенадцатого. Слава о Бояне дожила и до времён автора поэмы, а это конец двенадцатого века, который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.

Перед силой и красотой его песен, его талантом, преклонялся автор поэмы. Песни Бояна увлекали слушателей. Он не придерживался строгого плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события. Боян не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приёмов, свойственных устной народной поэзии. Автор поэмы показывает так же, как Боян начал бы песнь об Игоревом походе.

Глубокий патриотизм автора «Слово о полку Игореве»

К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора поэмы. Он говорит об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, сёлах, делает участниками событий, разных птиц и зверей, населяющих его родную страну. К событиям, происходящим на Руси, он заставляет прислушиваться немцев, венецианцев, моравов и греков.

Но Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» - не только русская природа и русские города, это, прежде всего, русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор поэмы не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Русскую»; его войны – это «русичи», русские сыны; переходя границу Руси, они прощаются со своей родиной – с Русской землёй, и автор восклицает: «О, Русская земля! Ты уже за холмом!» Поражением Игоря принесло горе всему русскому народу. Жёны русских воинов оплакивают своих мужей, погибших в битве за Русь.

Благополучному бегству Игоря из плена и его возвращению радуются жители городов и сёл. Автор поэмы дорог мирный труд русских пекарей, и он негодует на князей, которые своими междоусобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.

Жанр «Слова о полку Игореве»

Идейный замысел автора – призвать князей к единению – определил и форму поэмы. Недаром это произведение названо «Словом». Оно написано в форме страстного, горячего призыва к единению. Автор, как бы произносит речь, а именно – «слово», обращаясь к своим слушателям и читателям, которых он называет «братия». Но в то же время «Слово», вовсе не ораторская речь! Оно по определению самого автора, и повесть, и поэма, и песнь. В самом деле, в этой повести дано повествование о походе Игоря, но построено оно в форме песни, сложенной под воздействием поэтической манеры Бояна. Сочетая очень умело и искусно, эти три жанра – ораторское слово, повесть и песнь, автор создал такое произведение, которое правильнее всего определить, как героическую поэму. То есть, поэтическое произведение, которое изображает события, важные для жизни всей страны в целом, и рисует героические черты народа и его вождей. но, героическая по содержанию и близости к былинам, эта поэма - –е спокойное, бесстрастное произведение, а горячая, взволнованная речь, пронизанная лирическим воодушевлением автора. Поэтому, «Слово о полку Игореве» определяют по характеру стиля, имея в виде сочетание в нём лирических* и поэтических мест, как поэму лиро-эпическую.

Лирика, лирические произведения – это поэтические произведения, передающие душевные переживания автора.

Композиция «Слова о полку Игореве»

Композиция поэмы, в одно и то же время, сложная и стройная. Стройность её выражается, прежде всего, в плане повести. Всё произведение делится на три основные части:

1) Поход князя Игоря;

2) Вещий сон Святослава и его «золотое слово»;

3) Возвращение Игоря из плена.

Первую часть предваряет вступление, где автор указывает на существование в его время двух стилистических манер изложения: манеры повествователей, и манеры певцов, подобно Бояну, дававших большой простор вымыслу. Перед третьей частью повести, повествующий о возвращении Игоря из плена, вставлен «Плач» Ярославны. Стройность композиции поддерживается и делением повести на ряд картин-песен, многие из которых кончаются припевами: «ища себе чести, а князю – славы»; «О, Русская земля! Ты уже за холмом!», «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославовича» и другими. Благодаря этим припевам, повесть, как бы, делится на части, на строфы.

Картины природы, тоже даны в определённом плане. Они вводятся, как и в произведениях народной поэзии, тогда, когда повествуется о наиболее значительных событиях: перед выступлением Игоря в поход; перед решительным сражением с половцами (в субботу); после поражения русских во время бегства Игоря из плена. Природа принимает активное участие в событиях. При выступлении Игоря в поход, природа как бы предупреждает его о неудаче и всячески стремится удержать его: солнце померкло, разразилась жуткая гроза, поднялся свист зверины. Сказочное существо Див, своим криком предупреждает половцев. Птицы, волки, лисицы – все против Игоря. Перед решающим сражением поднялись ветры, земля гудит, реки мутно текут, несутся тучи пыли. Всё это предсказывает Игорю поражение. Но когда русские полегли на поле сражения, «никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось». Во время бегства Игоря из плена, природа всячески ему помогает: река Донец оберегает его, чтобы Игорь мог слышать погоню, «вороны не каркали, галки замолкали, сороки не стрекотали, дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи весёлыми песнями возвещают рассвет».

Сложность композиции зависит от самого жанра произведения ( оно одновременно и ораторское слово, и песнь, и повесть). Целью автора было не только изложить факты, но и дать им оценку в свете главной своей идеи – объединения Руси. Поэтому он, то сопоставляет прошлое с настоящим, то разрывает повествование, вставляя свои размышления и воспоминания, то переставляет события (иногда даже вопреки хронологии). *

Хронология – последовательность событий во времени.

Так, например, чтобы показать силу и размах битвы Игоря и Всеволода с половцами, автор прерывает рассказ о сражении и начинает говорить об усобицах при Олеге Святославиче. Затем он снова возвращается к роковой битве, сделав такой переход: «То было в те походы и в те войны, а таковой битвы и не слыхано». Многочисленны лирические и публицистические отступления * автора.

Публицистические отступления – места, прерывающие основное повествование, в которых рассматриваются вопросы политической и общественной жизни.

Публицистика – произведения публицистического характера.

Есть у него и нарушения хронологической (временной) последовательности. Так, чтобы показать героизм и неустрашимость Игоря и его страстное желание нанести удар половцам, автор повести перемещает солнечное затмение на восемь дней раньше. По «Слову» оно произошло в момент выступления Игоря в поход, а по летописи тогда, когда русские были уже у Донца, на границе половецкой степи, и возвращаться без боя, было бы позорно.

Вся поэма глубоко лирична. В возвышенных торжественных тонах, говорится о походе и особенно о судьбах Русской земли. В нежных, задушевных тонах, передаются причитания жён о мужьях, ушедших в поход, и особенно, плач Ярославны.

Автор «Слова о полку Игореве».

Широта охвата жизни, идейная высота и художественные достоинства. «Слова о полку Игореве» убедительно говорят о том, что автор этой поэмы, был человеком широко образованным, прекрасно разбиравшемся в сложной обстановке своего времени и большим поэтом. Передовые идеи его поэмы, отвечают интересам всей страны, всего русского народа. Когда автор повести призывает князей прекратить междоусобицы, которые тяжело отзываются на народе и ослабляют силу государства, когда призывает князей объединиться в деле защиты от внешних врагов, он действует в пользу народа, он говорит, как народный поэт.

Автор повести – глубокий патриот. Ему дорого благо всей Русской земли. Он с сочувствием относится к Игорю с уважением – к Ярославу Галицкому, но ближе других князей ему – Святослав Киевский, так как в этом князе, он видит государственного деятеля, который печётся о благе всей Руси.

Автор «Слова о полку Игореве» хорошо знал и книжную литературу – русскую и переводную, и устную народную поэзию. В своей поэме, он использовал поэтические приёмы и языковые средства народнопоэтического творчества, и литературы, но он не подражал им, а выработал свой стиль, основные особенности которого, с таким мастерством проявились в композиции и языке поэмы.

Имя автора нам неизвестно. Вероятнее всего, он принадлежал к княжеской дружине, но сумел стать выразителем взглядов и настроений трудового народа.

Значение «Слова о полку Игореве»

Поэма имеет огромное идейное и художественное значение. Ценность поэмы определяется её народностью. Это глубоко патриотическое произведение. В нём выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нём звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным!

«Слово о полку Игореве» ценно, как правдивая картина жизни феодальной Руси одиннадцатого – двенадцатого века. Внутрикняжеские отношения, борьба со степью, положение народа, даны в поэме с исторической точностью. Выразительны и исторически точны портретные характеристики многих древнерусских князей.

Значительны художественность повести, поэтическое мастерство её гениального автора. Пушкин восхищался «духом древности», которым веет от этого произведения.

Повесть оказала большое влияние на русскую литературу. В четырнадцатом веке, во время борьбы с татарами, было создано произведение о Куликовской битве – «Задонщина», в котором сильно чувствуется влияние «Слова о полку Игореве». Со времени открытия поэмы и вплоть до наших дней, художественные образы повести находят своё отражение в творчестве многих поэтов и прозаиков.

Вскоре после опубликования повести, «Слово» было переведено на разные языки: украинский, белорусский, хорватский, сербский, чешский, польский, болгарский, французский, немецкий, английский, итальянский, венгерский и прочие.

«Читая эту поэму, - говорил знаменитый польский поэт А. Мицкевич, - каждый славянин испытывает её очарование. Многие из выражений и образов «Слова о полку Игореве» постоянно встречаются у позднейших поэтов русской, польской, чешской …литературы. Пока не изменится натура славянина, эту поэму будут всегда считать национальным произведением, она сохранит даже характер современности».

Восторженные отзывы о «Слове» можно найти у чешских, польских учёных. «Слово о полку Игореве» вдохновляло композиторов и художников. На сюжет повести, композитор Бородин написал оперу «Князь Игорь»; у художника Васнецова есть картины, навеянные «Словом о полку Игореве».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:37:07
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение