Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Краткий конспект статьи М. Горький о русском крестьянстве (*Общие критические статьи)

М. Горький о русском крестьянстве в судьбах России в послереволюционный период: «О русском крестьянстве». М. Горький.

Конспект статьи.

Цитата №1.

«…что я думаю о России? Мне очень тяжело всё, что я думаю о моей стране, точнее говоря, о русском народе, о крестьянстве, большинстве его… Однако прошу понять, что я никого не осуждаю, не оправдываю, я просто рассказываю, в какие формы сложилась масса моих впечатлений. Мнение не есть осуждение, и если мои мнения окажутся ошибочными, - это меня не огорчит.»

Моё мнение. Автор сразу же предупреждает, что может ошибаться, что он не осуждает никого и не оправдывает, что масса впечатлений сложилась в такое мнение, которое для него тяжело. Отметим, что статья писалась в эмиграции в 1922 году, когда закончилась Гражданская война, но было много свидетельств жестокости с обеих противоборствующих сторон.

Мнение Горького о русском народе (крестьянстве) не единично, очевидно, в среде эмигрантов писатель не был одинок, находил много единомышленников и даже, на мой взгляд, находился под их влиянием.

Цитата №2.

«В сущности своей всякий народ – стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия… Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего более грубый и длительный гнёт рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве… без власти над человеком… У него почти отсутствует… боевое желание укрепиться на избранной точке и влиять на окружающую среду в своих интересах…»

Моё мнение. Русский крестьянин всегда мечтал о своей земле и работе на ней, что давало бы ему независимость, было бы несправедливо обвинять его в отсутствии желания трудиться и ничего не делать на своей земле. Земледельческий труд приносил радость, счастье и удовлетворение.

Цитата № 3.

«Человек Запада ещё в раннем детстве… видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков… Земля – в руках человека, и человек действительно владыка её… Это впечатление всасывается ребёнком Запада и воспитывает в нём сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности как наследника чудес, труда и творчества предков.

Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина… Вокруг – бескрайняя равнина, а в центре её – ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи!»

Моё мнение: Горький несправедлив и не знает русского крестьянина, по отдельным фактам он делает ложные обобщения. Крестьянин всегда надеялся на себя и на свой труд, в нём нет чувства безразличия, он способен думать, приобретать опыт в труде. Просто трагично сложилась историческая судьба русского крестьянина: крепостное право, работа на помещика, барщина, затем оброк. Отмена крепостного права привела к разорению многих помещиков и к расслоению крестьянской общины на более удачливых, богатых и бедных. Но труд всегда лежал в основе крестьянской жизни.

Цитата № 4.

«Тяжесть труда, в связи с ничтожностью его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти не поддающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силой именно этого инстинкта».

Моё мнение. После революции бедные стали на сторону большевиков, так как им обещали землю. Вспомним, поэт С. Есенин принял революцию с крестьянским уклоном, поверив, что возможно построить мужицкий рай на земле, но затем пришло разочарование. Военный коммунизм, продразвёрстка, у крестьян отбирали подчистую всё зерно, чтобы накормить город и пролетариат. В жертву строительства светлого будущего отдали именно крестьян.

Цитата № 5.

«Я думаю, что русскому народу исключительно… свойственно чувство особой жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого

терпения к боли, как бы изучающий цепкость, стойкость жизни.

Кто более жесток: белые или красные? Вероятно – одинаково, ведь и те и другие – русские».

Моё мнение. Неверно обвинять русский народ в жестокости. Да, ещё Пушкин писал: «Не приведи Господь увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Разве менее жесток был французский народ во время своей революции? В конце концов не мы придумали гильотину. Нельзя весь народ обвинять в жестокости чуть ли не генетическом уровне. В истории русского народа много тяжёлых испытаний. Революций. Войн, нашествий, но он сохранил доброту, человечность, сострадание.

Цитата № 6.

«Но где же – наконец – тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература 19 века?

В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и – не нашёл его».

Моё мнение. В юности Горький много странствовал по Руси, встречался со многими людьми из народа, написал целый цикл рассказов «По Руси», где показал много добрых и способных на сострадание героев. Странно, что в своей статье он высказывает противоположное мнение. Могу предположить, что как художник Горький более правдоподобен и достоверен, чем как публицист.

Цитата № 7.

«Существует мнение, что русский крестьянин как-то особенно глубоко религиозен. Я никогда не чувствовал этого, хотя, кажется, достаточно внимательно наблюдал духовную жизнь народа».

Моё мнение. До революции русский народ был религиозен, но с приходом власти большевиков религия оказалась под запретом. Именно советская власть насаждала атеизм, пытаясь искоренить веру народа в Бога.

Цитата № 8.

«Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа.

Когда в «зверствах» обвиняют вождей революции – группу наиболее активной интеллигенции, - я рассматриваю эти обвинения как ложь и клевету, неизбежные в борьбе политических партий, или – у людей честных – как добросовестное заблуждение.

Почти весь запас интеллектуальной энергии, накопленный в России в 19 веке, израсходован революцией, растворился в крестьянской массе».

Моё мнение. Горький здесь совершенно неправ. Жестокость пришедших к власти большевиков, которые расстреляли царскую семью, не пожалели детей, хотя Николай Второй отказался от престола, развернули красный террор, пролетарский писатель перекладывает на народ, который больше всего и пострадал от этой власти.

Критика.

Статья М. Горького «О русском крестьянстве» написана в 1922 году в эмиграции в Берлине. Писатель «вершит суд» над русской нацией, описывает врождённую склонность русских к насилию и жестокости, обвиняет крестьянство в показной религиозности и массовых Гражданской войны. Сходную точку зрения выражал русский религиозный философ Н. А. Бердяев в работе «Миросозерцание Достоевского», где он даёт характеристику русского менталитета, его антимоний и болезней. Русское смирение и русское самомнение, русская всечеловечность и русская исключительность, русское отсутствие чувства меры, и спокойной уверенности и твёрдости, без надрыва и истерики.

Хочу отметить, что Бердяев, в отличие от Горького, раскрывает русский национальный характер в противоречиях, подчёркивая не только отрицательные, но и положительные черты характера.

Похожую на мнение Горького позицию передавал писатель И. А. Бунин в книге «Окаянные дни», вот как он описывает русских крестьян: «Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как над подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма… На эти лица ничего не надо ставить, - и без всякого клейма всё видно».

В защиту М. Горького можно сказать, что он, как и А. Блок, в отличие от Бунина, пытались понять мотивы и причины поведения русского крестьянина.

Совершенно не согласен с мнением М. Горького советский писатель Борис Можаев, автор романа «Мужики и бабы». Он написал два очерка, посвящённые статье Горького, где выражает своё негодование на «Буревестника революции». Статьи называются: «Мужик», «Без раскаяния нет прощения». Б. Можаев пишет: «Перекладывая грехи одних на плечи других, он (М. Горький) пытался выделить из общей массы народа интеллигента и рабочего, выдавать их за соль земли, а простой народ оглупить и принизить». Можно, наверное, понять гнев писателя, воспевавшего труженика земли, но не могу согласиться со следующими словами Б. Можаева: «Так утверждать о русском крестьянстве может человек далёкий от жизни русского народа, либо откровенный демагог, преследующий совершенно определённые неблаговидные цели». Нельзя обвинять Горького в нечестности, если он и заблуждается, то делает это непреднамеренно, он действительно так думал в 1922 году.

Мне ближе позиция Л. В. Поляковой, которая раскрывается в её статье «М. Горький о русском крестьянстве. Контур проблемы», напечатанной в журнале «Вестник. ТГУ, выпуск 2 (26), 2002, где автор пытается спокойно, без истерик понять причины появления статьи Горького. Она обращает внимание на начало статьи Горького, где пролетарский писатель пишет, что он не осуждает никого и оговаривается, что может ошибиться. Л. В. Полякова опровергает субъективное мнение писателя Н. В. Валентинова, который утверждал, что Горький «не терпел» мужика ещё с 1888 года после событий в деревне Красновидово, где мужики его побили.

Мне близка позиция Л. Поляковой, что Горький –художник ярче, значительнее, тоньше и выразительнее, чем Горький-публицист. Могу только добавить, что взгляд писателя на русский народ страдает однобокостью, не может большинство народа быть таким паталогически жестоким, каким описал его Горький.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.