Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!


Анализ стихотворения «Я выше в ночь - узнать, понять...» (Блок Александр)

Алгоритм анализа поэтического текста.

А. А. Блок. «Я вышел в ночь – узнать, понять…»

Стихотворение написано в 1902 году и входит в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», написанный под влиянием идеалистической философии В. Соловьёва с его идеей Вечной Женственности и любви к Любови Дмитриевне Менделеевой.

Тема стихотворения – поиски смысла жизни, попытка разгадать мир, заглянуть за черту земной жизни. Символисты считали, что земная жизнь – это отражение небесной жизни, стремились найти символические образы, разгадка которых позволила бы заглянуть за черту необъяснимого. Перед нами философское стихотворение.

Основной мотив – мотив пути, движения, мотив ожидания и боязнь разочарования.

Ключевые образы – образ лирического героя и образ дороги.


Сопутствующие образы: ночь, конь.

В стихотворении нет сюжета в привычном понимании, здесь показано движение образов – чувств.

Образ лирического героя создаётся с помощью глаголов: вышел, градации «узнать, понять», слушал – услыхал, с помощью риторических вопросов: «О, как понять, откуда стук, // откуда будет слышен голос?» Кольцевая композиция подчёркивает тщетность усилий лирического героя «узнать, понять».

Образ дороги создаётся с помощью эпитета «бела», ей сопутствую звуковые образы, при создании которых используются эпитеты – антонимы: «далёкий шорох», «близкий ропот». Метонимия – «дорога…полнилась шагами».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка мужская (понять – принять) и женская (ропот – топот). Рифма точная. Способ рифмовки – перекрёстный.

Строфа – катрен.

Поэт использует инверсию: слушал я, слышен голос, слышнее звон. Есть повторы: первая и последняя строфы совпадают. В четвёртой строфе повторяется слово «откуда».

Итак, в стихотворении лирический герой выходит в ночь, чтобы понять мир, «несуществующее принять», «поверить в мнимый конский топот».

В стихотворении раскрывается проблема внутреннего зрения и слуха. Лирический герой пытается разгадать и понять мир неуловимых шорохов, звуков и поступей, по которым угадать приближающую эпоху. Лирический герой ищет ночи для вдохновения, сумрака для своих надежд. Образ коня может быть связан с реминисценцией из Апокалипсиса: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним».

Как пример аналогичного стихотворения можно взять «Я жду призыва, ищу ответа». Общее в обоих произведениях – стремление лирического героя разгадать «отголоски далёкой речи». Но в этом стихотворении ведущим является мотив ожидания. Лирическому герою «мнятся тайны грядущей встречи».

В контексте национального литературного процесса можно взять стихотворение старшего символиста Валерия Брюсова «Конь Блед». Здесь показана встреча с апокалиптическим конём, олицетворяющим смерть. То, что у Блока проходит только намёком, в лёгкой дымке, у Брюсова изображено как конец света, последний судный день.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.
ПОИСК:
У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:39:54
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение