Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице моей светло» (Школьные сочинения)

Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице моей светло»

1. Род литературы – лирика. Подход к изображению основных форм проявления человеческой личности субъективный – в переживаниях и раздумьях.

2. Жанр лирического произведения – лирическая песня, раскрывает чувства и мысли лирического героя.

3. Система стихосложения – метрическая, силлабо-тоническая; буквально слогоударное стихосложение, введённое реформой Тредиаковского – Ломоносова.


Учитывается деление на слоги и местоположение ударения.

4. Размер – четырёхстопный хорей с пиррихием во второй стопе и мужской клаузулой.

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…

/ - - - /-/-/

/ - - - /-/

/ - - -/ - /

/ - - - / - /

Примеры четырёхстопного хорея:

Сквозь вол/нисты/е ту/маны

Проби/ рает/ ся лу/на,

На пе / чальны/е по/ляны

Льёт пе/чально/ свет о/на.

А. С. Пушкин

Сохнет /стаяв /шая / глина,

На су/горьях/ гниль о/пёнок.

Пляшет /ветер /по рав /нинам

Рыжий /ласко /вый ос / лёнок.

С. А. Есенин

Связь между метром и смыслом органическая. Хорей создаёт ощущение окрылённости, подъёма, он всегда взволнован, эмоционален, динамичен, чаще всего область его применения – песня.

5. Рифма по месту ударения в строке только мужская, открытая, так как оканчивается на гласный звук.

По способу рифмовки перекрёстная; точная, богатая, однородная, простая, банальная.

6. Автор использует звукопись: в первой строфе ассонанс на звук [о ];

7. Композиция стихотворения линейная, последовательная; стихотворение состоит из 4 катренов (четверостиший). Первая строфа соответствует экспозиции – описывается место действия – горница.

Вторая строфа – завязка действия, так как описание обстановки побуждает героя к действию. Третья строфа – развитие действия – лирический герой планирует свои действия по преодолению духовного кризиса. Кульминация – «Думать о своей судьбе». Развязка – «Лодку мастерить себе…»

8. Лексические средства языка: преобладают общеупотребительные слова, разговорные: горница, матушка, садик, хлопотливый, характерные для лирической народной песни.

9. В основном слова использованы в прямом значении. Эпитет «кружевная» (тень ивы) создаёт мотив красоты именно в тот момент, когда лирический герой преобладает духовный кризис и планирует его преодоление. Инверсия: цветы мои, завяли все, ивы кружевная тень, будет хлопотливый день. Инверсия резко меняет интонацию и придаёт стиху большую выразительность.

10. Имена существительные: (в) горнице, (от) звезды, матушка, ведро, воды, цветы, (в) садике, лодка, (на) мели, (на) стене, ивы, тень, день, цветы, (о) судьбе, (до) звезды, лодку. (17 имён существительных; повторяются формы родительного падежа существительного звезда с разными предлогами и поэтому имеющие разное значение: в первом случае свет от ночной звезды; во втором случае значение времени – до ночной звезды).

Имена прилагательные: ночной, красные, речной, кружевная, хлопотливый, ночной (всего 6, повтор – ночной).

Глаголы: возьмёт, принесёт (будущее время – 1 строфа); завяли (прошедшее время), догниёт (будущее время), дремлет (настоящее время), будет, буду поливать, думать, буду мастерить (будущее время). Всего 9 глаголов, которые создают динамизм лирического сюжета.

Местоимения: моей, это, мои, моей, (у) меня, (под) ней, (о) своей, себе. 8 местоимений, преобладают местоимения, указывающие на лирического героя.

11. Основной конфликт – внутренний, в душе лирического героя, который преодолевает духовный кризис.

12. Образы горницы, звезды, матушки, красных цветов и садика, лодки, ивы. Трогательные чувства грусти, печали, любви к матушке и садику, к природе и миру. Образ лирического героя.

13. Ведущие мотивы света ночной звезды, деятельной помощи матушки, садика с увядшими цветами как символа души героя, догнивающей на речной мели лодки как символа несостоявшейся судьбы героя, мотив преодоления духовного кризиса.

14. Развёрнутое заглавие: Чтобы лодка не догнивала на речной мели, начини её мастерить.

15. Тема человеческой судьбы. Идея – нужно преодолевать жизненные невзгоды, нельзя поддаваться отчаянию.

16. Стихотворение замечательное, лирически взволнованное, трогательное, задушевное. Не случайно оно положено на музыку и часто его принимают за народную песню – самое высокое доказательство художественных достоинств этого стихотворения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено:
Опубликовал(а):

  

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


ПОИСК:

У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Copyright © 2011-2018 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:34:13
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение