Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Григорий Мелехов в поисках правды (ЕГЭ по литературе)

Создавая образ Григория Мелехова, М. А. Шолохов продолжает традиции русской литературы в изображении правдоискателей. На поиски того, «кому живётся весело, вольготно на Руси» отправляются семь мужиков Н. А. Некрасова. Жизнь интеллектуальных героев Л. Н. Толстого Пьера Безухова и Андрея Болконского – это путь нравственных исканий. Заслуга М. А. Шолохова заключается в том, что он делает героем своего произведения человека из народа, простого труженика.

Истоки характера Григория Мелехова в истории его семьи, в генетических качествах – трудолюбии, смелости, стремлении к свободе. Дед Прокофий Мелехов вернулся на хутор в предпоследнюю турецкую кампанию не один.

Из Турции привёз он жену – «маленькую, закутанную в шаль женщину». Он не побоялся осуждения односельчан, выбрав в жёны чужеземку. В этом поступке проявились гордость, непокорность, твёрдость, решительность, смелость, независимость деда Григория. Все эти качества, словно по наследству, перешли к внуку. Ещё одно качество выделяет и Прокофия, и Григория среди хуторян – способность глубоко и сильно любить. Отношение старшего Мелехова к турчанке – жене вызывает недоумение односельчан. Он носит женщину на руках на курган, подолгу просиживает там с ней, глядя в степь. На такую же страсть способен и Григорий, полюбивший жену соседа Степана Астахова. Влюблённые не скрывают своих чувств, что кажется необычным для жителей хутора. Если бы Григорий хотя бы делал вид, что скрывается от людей, соблюдая приличия, а Аксинья сохранила бы в тайне свою любовь, то хутор, поговорив, вскоре бы замолчал. Но молодые люди не таились, и односельчане чувствовали, что их связывает «что-то большее, не похожее на короткую связь».

Основу характера Григория Мелехова составляет не только предельная открытость, естественность и искренность, но и стремление к истине.

Поиски правды начинаются для героя в годы Первой мировой войны. На германский фронт Григорий идёт из хутора Ягодное, простившись с Аксиньей. Его уход из семьи от жены Натальи в работники к Листницким – тоже поступок необычайный для хутора.

Григорий не может найти смысл жизни в сражениях. «Чудовищная нелепица войны» потрясает его душу. В бою под Лешнювом он закалывает пикой австрийца, который в упор стреляет в него. Другого выхода нет: Григорий защищает свою жизнь. Но второго австрийца, которого Мелехов зарубил шашкой, он забыть не в силах. Враг безоружен, бежит вдоль железной решётки сада в беспамятстве, беспомощный. У него «квадратное, удлинённое страхом лицо», а глаза австрийца мёртво глядят, «залитые смертельным ужасом». После убийства безоружного человека «гнусь и недоумение» «комкают» душу Григория. Его мучает совесть, он «хворает» душой и признаётся в этом своему брату Петру: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой…»

С этого момента Мелехов – младший словно теряет в своей душе точку опоры, он не может «вернуть себе прежнее ровное настроение».

Раненый Григорий оказывается в Москве в глазной лечебнице доктора Снегирёва. Здесь он знакомится с пулемётчиком Гаранжой, родом из Черниговской губернии. Этот злой, язвительный и желчный человек, недовольный властью, войной, своей участью, внедряет в сознание простого казака «доселе неизвестные ему истины». Он раскрывает подлинные причины возникновения войны, высмеивает самодержавную власть. Все прежние понятия о царе, родине и о казачьем воинском долге, которые составляли нравственную основу Григория, разрушаются.

Беседы с Гаранжой становятся толчком к пробуждению мысли в Мелехове. Он находит истину в ответах Гаранжи: необходимо повернуть винтовки против власти, затеявшую эту кровавую бойню. Но всё-таки многие вопросы остаются неразрешимыми: «Войне чем укорот дашь? Как её уничтожить, раз извеку воюют?»

После госпиталя Григорий возвращается в Ягодное к Аксинье. Но он не может простить ей измены с Листницким и возвращается в отцовский дом к жене. Короткий отпуск в родном хуторе постепенно уничтожает в сознании героя «семена той правды, что посеял в нём Гаранжа». Над «большой человеческой правдой» неприятия войны вновь одерживает победу «своё, казачье, всосанное с материнским молоком». В душе своей Григорий не мирится с «бессмыслицей войны», но всё же честно бережёт свою казачью славу.

И снова изнурительные бои. Мелехов ведёт себя в сражениях храбро, рискованно. Война не проходит для него бесследно. Сердце грубеет, черствеет, «будто солончак в засуху», а в душе не остаётся жалости.

Глубокой осенью 1917 года, когда возвращаются с фронта казаки, на хуторе становится известно, что Григорий «подался на сторону большевиков». Односельчане не понимают этого поступка казака и считают, «что разошлись у него с хуторными пути». После Октябрьского переворота Мелехов получает назначение на должность командира сотни. И вновь перелом в настроениях происходит не только под воздействием происходящих событий, но и под влиянием знакомства с сотником Ефимом Извариным. Сын зажиточного казака, получивший образование в Новочеркасском юнкерском училище, Изварин умело агитирует за полную автономию Области войска Донского. Он «покоряюще красиво» рисует «будущую привольную жизнь на родимом Дону». Полуграмотный Григорий безоружен перед красноречием образованного офицера. Он вновь чувствует, как «зыбится под ногами недавно устойчивая почва». Он признаётся Изварину: «… ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться… Блукаю я, как метель в степи…».

Ещё одна встреча сыграла огромную роль в жизни Григория. Он знакомится с казаком Фёдором Подтелковым, и в душе его перевешивает прежняя правда, открытая ему Гаранжой. Истина Подтелкова проста и понятна: «Раз долой царя и контрреволюцию – надо стараться, чтоб власть к народу перешла». Григорий мучительно старается разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить», Он ищет выход и не может найти.

После жестокой расправы Подтелкова над пленными офицерами из отряда Чернецова Григорий чувствует, что снова находится в тупике. Ему хочется «отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира». Он тоскует по земле и пахоте, жаждет мира и тишины. Родной курень вызывает в нём трогательные чувства и воспоминания. Григорий хочет правды, «под крылом которой мог бы согреться каждый». Его метания между «красными» и «белыми» свидетельствуют не о политических шатаниях, а об искренних попытка отыскать «настоящую» правду. «Одной правды в жизни нету», - с горечью отмечает он.

Гражданская война – «година смуты и разврата» - показана как братоубийственная, бесчеловечная. Жестокость проявляют обе стороны. Наверное, поэтому так трудно доброму по своей натуре герою принять чью-либо истину.

В поисках настоящей правды Григорий постоянно находится в положении «между»: и в семье, и в обществе.

В начале романа он следует семейным традициям казачества, подчиняется отцу, поступает, «как батя» велит, но страсть к Аксинье берёт верх. Он уходит из отцовского дома, бросая вызов старому, традиционному укладу жизни.

Герой проявляет смелость в сражениях и в то же время осознаёт нелепость войны. «Моим рукам работать надо, а не воевать», - убеждён Мелехов. Трагизм положения Григория состоит в том. Что он, труженик земли, оторван от родины и вынужден скитаться, не находя себе места в водовороте истории. Он мечется между большевизмом Гаранжи и Подтёлкова и народничеством Изварина. Открытость натуры заставляет его принимать убедительные доводы в защиту той или иной идеологии, но какое-то внутреннее чутьё не позволяет ему безоговорочно принять ту или иную правду, каждая из которых страдает односторонностью и не примиряет, а разъединяет людей.

Поиски правды отражены и в любви – страсти Григория к Аксинье, и в любви к семье, жене, детям. Но путь героя к истине обречён на трагический исход. Как и герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов, Григорий мог бы спросить: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что исказнила?» Он теряет любимых женщин, умирают его родители. Возвратившись домой, герой держит на руках сына – «всё, что осталось у него в жизни». Маленький человечек, его продолжение, роднит его «с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Мелехов возвращается туда, откуда начал свой трагический путь. Судьба пыталась вырвать его с корнями из земли, навсегда лишить казака родины. Но он возвращается к земле, к родному дому, к сыну – к тем вечным ценностям, которые и составляют общечеловеческую правду.

Образ Григория Мелехова является творческой заслугой Шолохова. Изображая поиски истины простым, честным и искренним человеком, писатель открывает перед читателем не только трагическую эпоху революций и войн двадцатого века, но и настоящего человека, верного человеческим законам.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.